Сущность дифференцированного подхода к различным группам детей и подростков

Структура образования » Психолого-педагогические особенности работы учреждений культуры с детьми и подростками » Сущность дифференцированного подхода к различным группам детей и подростков

Страница 1

Значение дифференцированного подхода в педагогике досуга трудно переоценить. Целенаправленность. Целенаправленность деятельности, предполагаемая дифференцированным подходом, ускоряет и углубляет педагогическую результативность клубной работы. Организатор воспитания детей и подростков в клубе, разрабатывая планы, программы, закладывает в них то, что более точно, четко отвечает специфическим особенностям той или иной группы ребят.

Анализ клубной работы с детьми и подростками как в современном, так и в историческом аспекте дает основание выделить определенные параметры дифференцированного подхода:

1. Возрастной, позволяющий выявить специфические особенности воспитания в клубе дошкольников, школьников младшего, среднего и старшего возраста.

2. По принадлежности к учебным заведениям выделяются школьники общеобразовательных школ, учащиеся колледжей, ПТУ, техникумов, интернатов, детских домов и т.п., требующие различных подходов в организации воспитательной деятельности в клубе.

3. Половозрастной, определяющий особенности клубной работы с мальчиками и девочками, юношами и девушками.

4. Целенаправленного педагогического воздействия требуют так называемые ”трудные” дети, подростки, юноши, среди которых есть ребята как с временными задержками в развитии, так и с отступлениями от принятых норм поведения.

5. Специфические условия жизни и развития подрастающего поколения современного села накладывают определенный отпечаток на учебную и досуговую деятельность. Поэтому дети, подростки села требуют особого воспитательного подхода.

6. Предметы интересов ребят в свободное время. Можно выделить группы ребят, характеризующиеся устойчивыми общественно-политическими, научно-техническими, художественными, спортивными интересами.

В возрасте 6-7 лет дети приступают к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности. Поступление в школу коренным образом меняет ритм их жизни. Для успешного обучения в современной начальной школе необходимо, чтобы ребенок был в состоянии выполнить те требования, которые предъявляет ему школа. Поэтому стержневой проблемой клуба становиться помощь семье и школе в формировании готовности младших школьников к учебе: физической, умственной, трудовой, нравственной. Характерные психологические особенности детей младшего возраста- эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этими особенностями и определяется основной метод клубного воспитания- метод массового воздействия. Поэтому наиболее популярными формами являются детские утренники и массовые игры. Метод игры занимает в работе с младшими школьниками ведущее место.

Важнейшей педагогической задачей в работе с детьми этого возраста становится развитие любознательности и наблюдательности- основы будущих познавательных интересов. Учитывая повышенное стремление к игре у ребят этого возраста и возможности клуба как внешкольного воспитательного учреждения, каждую встречу детей следует превращать в большую значительную игру. Лучшая форма детских утренников и праздников – сказка или игра с продолжением, когда в течении всего утренника ребята либо ищут героя, либо встречаются с разными знакомыми и незнакомыми персонажами по пути к поставленной цели, объявленной в начале утренника. Как известно, в восприятии различных явлений у малышей-школьников еще преобладает действие первой сигнальной системы над второй. Поэтому клубные праздники наглядно-образного характера воспринимаются глубже. Неустойчивость настроения, быстрая его смена требует от организаторов умелой поддержки, мажорной тональности. Быстрая утомляемость снимается своевременной сменой форм и заданий. Физическая подготовленность школьников достигается в повседневной оздоровительной работе, играх, прогулках, соревнованиях на свежем воздухе.

Следовательно, какую бы форму работы ни организовывал клуб для малышей-школьников, в центре внимания педагогов-руководителей должна стоять проблема формирования готовности детей к длительной учебной деятельности.

Основы формирования активной жизненной позиции личности, составляющей сердцевину всестороннего, гармоничного развития, закладываются в подростковом возрасте. Общественный характер клубной работы благоприятствует развитию активности, инициативы и самостоятельности детей.

Философы и педагоги определяют общественную активность как качество личности, которое характеризуется потребностью в бескорыстном труде на благо общества. Поэтому в процессе клубной деятельности необходимо развивать, с одной стороны, желание, стремление заниматься общественно полезной работой, а с другой - практические умения и навыки в этой области.

Страницы: 1 2 3


Способы применения указанных методов в процессе активизации познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ
Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат. verbalis - устный, словесный) (Мишин, 2001). Расска ...

Содержание и методика логопедических занятий с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются [52, с.16]: 1) развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru