4) 59 + 8 = 67 (чел.) — было в первом автобусе.
5) 59 - 3 = 56 (чел.) — было во втором автобусе.
Иногда полезно разделить на части не условие, а вопрос задачи. Так можно поступить при решении следующей задачи.
Задача 23.18 ручек стоят на 30 рублей больше, чем 30 карандашей. Те же 18 ручек стоят на 10 рублей больше, чем 40 таких же карандашей. Сколько стоят 1 карандаш и 1 ручка?
Сначала ученики выполняют к задаче чертеж (рис. 7).
Рис. 7
Затем, используя чертеж, отвечают сначала на первый вопрос: «Сколько стоит 1 карандаш?»
1) 40 - 30 = 10 (шт.) — разница в количестве карандашей.
2) 30 - 10 = 20 (р.) - стоят 10 карандашей.
3) 20 :10 = 2 (р.) — стоит 1 карандаш. После этого можно ответить на второй
вопрос: «Сколько стоит 1 ручка?»
4) 2 • 30 = 60 (р.) — стоят 30 карандашей.
5) 60 + 30 = 90 (р.) - стоят 18 ручек.
6) 90 :18 = 5 (р.) — стоит 1 ручка.
Данный прием используется в задачах с большим числом разных объектов или действий с ними, с несколькими вопросами. В следующих задачах также можно использовать прием разбиения задачи на части.
Задача 24. На двух кустах сидели 16 воробьев. Со второго куста улетели 2 воробья, а затем с первого куста на второй перелетели 5 воробьев. После этого на каждом кусте оказалось одно и то же число воробьев. Сколько воробьев было вначале на каждом кусте? (12 и 4 воробья.)
Задача 25. Три подружки договорились купить к праздничному столу 12 пирожных. Первая купила 5 штук, вторая — 7, а третья вместо своей доли пирожных внесла 12 рублей. Как подружки должны разделить между собой эти деньги, если все пирожные были по одинаковой цене? (3 рубля и 9 рублей.)
Серия VIII
С помощью задач серии VIII можно вывести следующую рекомендацию при решении нестандартных задач: решать задачу можно, начиная «с конца».
Задача 26. Мать троих сыновей оставила утром тарелку слив. Первым проснулся старший сын, съел третью часть слив и ушел. Вторым проснулся средний сын, он съел третью часть того, что было на тарелке, и ушел. Позднее всех встал младший сын. Он съел также третью часть слив. После этого на тарелке осталось 8 слив. Сколько слив мать утром положила на тарелку?
Ученики выполняют чертеж (рис. 8).
Рис.8
Учитель предлагает начать решать задачу «с конца», так как известно, сколько слив осталось в конце, когда три брата съели сливы. Из чертежа видно, что 8 слив — это 2/3 всех слив, которые были в тарелке, когда встал младший сын. Найдем, сколько слив было в тарелке, когда встал младший сын: 8:2-3=12 (сл.). Подпишем это число на втором отрезке (рис. 9).
Рис. 9
Из чертежа видим, что 12 слив — это всех слив, которые были в тарелке, когда встал средний сын. Найдем, сколько слив было в тарелке, когда встал средний сын: 12 : 2 • 3 = 27 (сл.). Делается вывод о том, что, решая «с конца», последовательно пришли к тому, что было в самом начале. Прием используется, когда в задаче известно число, полученное в конце выполнения каких-либо действий.
В следующих задачах ученики упражняются в решении задач «с конца».
Задача 27. Мальчик задумал число. Умножил его на 3, из полученного произведения вычел 10, затем к результату прибавил 16. У него получилось 21. Какое число задумал мальчик? (5)
Задача 28. Девочка начертила 4 отрезка. Каждый следующий отрезок она делала на 2 см длиннее предыдущего. Найди длину первого отрезка, если длина четвертого отрезка равна 12 см. (6 см)
Задача 29.У моста через речку встретились лодырь и волшебник. Лодырь стал жаловаться на свою бедность. В ответ волшеник предложил: «Каждый раз, как ты перейдешь этот мост, деньги у тебя удвоятся. Но каждый раз, перейдя мост, ты должен будешь отдать мне 24 копейки. Согласен?» Три раза переходил лодырь по мосту. А когда посмотрел в кошелек, там ничего не осталось. Сколько денег было у лодыря? (21 копейка.)
Сформулированные рекомендации по решению нестандартных задач объединяются в следующей памятке.
Памятка
Если тебе трудно решить задачу, то попробуй:
1) сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть, нужно сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задачи;
2) ввести вспомогательный элемент (часть);
3) использовать для решения задачи способ подбора;
4) переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и знакомой;
5) разделить условие или вопрос задачи на части и решить ее по частям;
6) начать решение задачи «с конца». Важно объяснить детям, что данные
Методическая разработка
по теме «Квадратичная функция и ее приложения»
Квадратичная функция в школьном курсе изучается с 7-го (в некоторых учебниках с 8-го) класса. Приложениям квадратичной функции уделяется особое внимание. Очень важно, чтобы ученики при получении знаний, впоследствии могли применять их на практике. В данной главе рассматриваются приложения квадратичной функции по 4 разделам: 1. Построение ...
Особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием
В клинической картине заикания присутствует расстройство дыхания. Физиологическое дыхание детей дошкольного возраста с заиканием имеет свои особенности. Оно, как правило, аритмичное, поверхностное, верхнереберного типа, характеризуется неравномерностью, прерывистостью и кратковременными остановками. При этом ритм дыхания недостаточно уст ...