Различные подходы к формированию логической грамотности младших школьников

Структура образования » Формирование логической грамотности при обучении математике младших школьников » Различные подходы к формированию логической грамотности младших школьников

Страница 10

В период от 3-4 до 7 лет происходит бурное развитие интеллекта. Ребенок активно познает мир и себя в этом мире. В младшем школьном возрасте возможность развития способностей очень высока. Важно не упустить этот момент и найти эффективные пути развития способностей детей.

Первое место среди академических предметов, которые представляют особую трудность в учении, отводится математике, как абстрактнейшей из наук. А развитие математических способностей детей младшего школьного возраста на сегодняшний день остается наименее разработанной методически проблемой.

Многие учителя, работая по дидактической системе Л.В. Занкова, убеждаются в том, что развитие математических способностей учащихся обеспечивается, в первую очередь, развитием математического стиля мышления. Под математическим стилем мышления понимается разновидность логического мышления, отличающаяся развитыми специфическими качествами: глубиной, широтой, гибкостью, и вырабатывающаяся в процессе математической деятельности.

Содержание учебника «Математика» Аргинской И.И.[2] позволяет учителю работать над развитием математического стиля мышления детей, поддерживать их познавательную активность, благодаря чему уроки математики становятся для младших школьников самыми любимыми и интересными. Развитие математических способностей детей через развитие математического стиля мышления — дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом.

Необходимо заметить, большинство детей с трудом овладевают начальными приемами математического мышления, что можно объяснить стихийностью развития логического мышления. Выпускники начальной школы, у которых не сформированы основные логические приемы мышления, переходя в среднее звено, сталкиваются с огромными трудностями.

Неумение анализировать, сравнивать, выделять главное, недостаточно развитые память (особенно, логическая), внимание мешают ребенку полноценно воспринимать и понимать изучаемый материал. Учителю начальных классов необходимо уметь оказывать компетентную помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании материалов учебной программы.

Работа по развитию логического мышления требует строго определенного порядка действий, так как внутри системы логических приемов мышления существует последовательность, при которой один прием строится над другим.

Начинать следует с формирования умения оперировать признаками предметов. Рассмотрим алгоритм работы над данным приемом:

А. Прием выделения свойств объекта. Для выделения свойств объекта используется операция сравнения объектов. Данный прием вводится в такой последовательности:

рассмотреть объект, выделить его признаки;

этот же объект рассмотреть в сопоставлении с другими объектами для выделения новых признаков;

когда дети научатся быстро и легко выделять свойства предметов путем сравнения их с другими предметами, необходимо постепенно предметы убирать, побуждая выделять свойства без сравнения с наблюдаемыми предметами.

Б. Формирование понятий об общих и отличительных признаках объектов:

сравнение объектов: нахождение различий и сходств;

сравнительный анализ отличительных свойств;

переход к понятию общих свойств (например, общность формы, материала и т.д.).

В. Выделение существенных свойств:

выделить в объектах отличительные свойства, общие свойства;

демонстрация изменения существенного свойства, при котором объект перестает быть этим объектом; практическая работа;

дифференциация существенных и несущественных свойств объекта.

В результате такой целенаправленной работы у детей вырабатываются следующие умения:

выделять в объектах отличительные свойства, общие свойства;

указывать, называть, перечислять предметы, обладающие данными признаками или совокупностью признаков;

сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить их общие и различные признаки;

располагать предметы в ряд по какому-либо признаку (сериация), в частности по убыванию или возрастанию величины какого-либо признака;

составлять описания объектов (конкретных и абстрактных) путем перечисления некоторой совокупности их существенных признаков;

распознавать предметы по их описаниям.

Дальнейшие шаги по формированию и развитию логического мышления должны вестись целенаправленно в соответствии с определенной последовательностью.

Что же касается развития специфических качеств мышления: глубины, широты, гибкости, — то содержание и идея расположения заданий в учебнике математики Аргинской И.И.[2] помогают учителю выдержать логику введения того или иного логического приема и правильно начать работу над развитием определенных способностей детей. Рассмотрим подробнее в отдельности каждое качество.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12


Оптимизация обучения и развития детей с нарушениями внимания и поведения: психологическая компенсация минимальных мозговых функция
Какова роль учителя в работе с гиперактивными детьми? Прежде всего следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача. Для организации занятий с гиперактивными детьми учитель (совместно с психо ...

Нормативно-правовое обеспечение
В ходе инспектирования нами было выявлено, что руководство МДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения и законодательством Российской Федерации. Заведующая Кабатова Н.Г. МДОУ №80 выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией. Нами были изучены и проанализированы следующие нормативно-правовые доку ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru