Различные подходы к формированию логической грамотности младших школьников

Структура образования » Формирование логической грамотности при обучении математике младших школьников » Различные подходы к формированию логической грамотности младших школьников

Страница 4

Задача 16. Сумма трех разных двузначных чисел равна 34. Какие это числа? (10,11,13)

Задача 17. Трое ребят были на рыбалке. Вместе они поймали 14 рыб. Андрей поймал меньше всех рыб. Дима поймал в 3 раза больше рыб, чем Вова. Сколько рыб поймал каждый мальчик? (Вова поймал 3 рыбы, Дима поймал 9 рыб, Андрей поймал 2 рыбы.)

Задача 18. Внучке, маме и бабушке вместе 114 лет. Сколько лет в отдельности внучке, маме и бабушке, если возраст каждой выражается двузначным числом, оканчивающимся одной и той же цифрой? (Внучке 18 лет, маме 38 лет, бабушке 58 лет.)

Серия VI

В задачах серии VI выводится следующая рекомендация при решении нестандартных задач: полезно переформулировать задачу, т.е. сказать ее другими словами, чтобы она стала знакомой и понятной. При этом в большинстве случаев будет происходить перевод текста задачи на язык математики.

Задача 19. Число яблок в корзине двузначное. Эти яблоки можно раздать поровну 2, 3 или 5 детям, но нельзя раздать поровну 4 детям. Сколько яблок в корзине? (Укажите такое наименьшее двузначное число.)

Сначала ученики пытаются сделать рисунок или чертеж к задаче, но испытывают затруднения, так как на чертеже трудно показать, что нельзя раздать яблоки поровну 4 детям, следовательно, непонятно, как использовать чертеж для решения задачи. Тогда ученики начинают применять способ подбора. Учитель предлагает сначала изменить формулировку задачи, чтобы легче было выполнить перебор. Выясняется, что если яблоки можно раздать поровну 2, 3 и 5 детям, значит, число яблок делится на 2, 3. 5. Если яблоки нельзя раздать 4 детям поровну, значит, число яблок не делится на 4. Задачу переформулируют следующим образом: «Найди наименьшее двузначное число, которое делится на 2, 3,5 и не делится на 4».

Далее выполняется перебор. Ученики проверяют наименьшее двузначное число 10. Оно делится на 2 и 5, но не делится на 3, значит, число 10 не подходит. Перебор можно сократить, не рассматривать все числа подряд, а проверять только числа, делящиеся на 5. Число 15 не подходит, так как не делится на 2. Так ученики доходят до числа 30, которое делится на 2, 3, 5 и не делится на 4. Значит, в корзине 30 яблок.

Данную задачу можно было бы решить, выполняя чертеж. Начертить в тетради луч и откладывать на нем последовательно отрезки длиной 2, 3, 5 клеточек, найти точку, в которой соединяются концы отрезков трех видов, подсчитать число клеток от начала луча до этой точки. На чертеже следовало бы проверить, что отрезки длиной 4 клеточки не укладываются целое число раз в большом отрезке длиной 30 клеток. И только тогда назвать ответ задачи. Этот способ трудоемкий, но он может оказаться более легким для некоторых учеников в силу их индивидуальных особенностей.

В следующих задачах используется прием переформулирования задачи, а затем они решаются известными учащимся способами.

Задача 20. Если конфеты раскладывать по 2, 3, 4, то всегда остается 1 лишняя конфета. А если их раскладывать по 5, то лишних конфет нет. Сколько конфет, если их меньше 50? (25 конфет.)

Задача 21. В детском саду 100 детей. Для каждого ребенка купили альбом, краски, кисточку. Продавец выписал чек на 3 750 рублей. Докажи, что при подсчете общей стоимости покупки допущена ошибка, если цены предметов выражались целым числом рублей. (Для нахождения общей стоимости цену набора надо умножить на 100, поэтому в результате должно получиться число, оканчивающееся двумя нулями, а число 3 750 оканчивается одним нулем.)

Серия VII

В задачах серии VII выводится следующая рекомендация при решении нестандартных задач: условие или вопрос задачи можно разделить на части и решить задачу по частям.

Задача 22. В два автобуса сели 123 экскурсанта. Затем из одного автобуса вышли 8 человек. Трое из них сели в другой автобус, а остальные поехали на машине. После этого в автобусах стало пассажиров поровну. Сколько пассажиров было в каждом автобусе сначала?

По усвоенной первой рекомендации ученики вначале делают к задаче чертеж (рис. 6).

Рис. 6

Учитель предлагает решать эту задачу, разбив ее на части, чтобы облегчить решение. Ученики читают первые три предложения из текста задачи и думают, что по этим данным можно узнать.

1)8-3 = 5 (чел.) — поехали на машине.

2) 123 - 5 = 118 (чел.) — остались в каждом автобусе.

Затем решают задачу дальше:

3) 118 : 2 = 59 (чел.) — стало в каждом автобусе.

Чтобы легче было сформулировать последнюю часть задачи, можно переделать чертеж с учетом найденных данных. Ученики формулируют: «Из одного автобуса вышли 8 человек, и в нем осталось 59 человек. В другой автобус сели 3 человека, и в нем стало 59 человек. Сколько человек было в каждом автобусе сначала?» — и заканчивают решение:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Характеристика коммуникативной компетентности
Рассмотрим, что такое коммуникативная компетентность. Петровская Л.А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [18, с. 67]. Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) ...

Предметно-развивающая среда как компонент единого образовательного пространства
В начале нового тысячелетия назрела насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Опора на естественнонаучные принципы при организации жизнедеятельности ребенка должна помочь в решении многих проблем современного образовательного учреждения. Это требует от педагога пересмо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru