Психологические основы творчества и творческие способности

Структура образования » Преимущество и эффективность творческого подхода в обучении » Психологические основы творчества и творческие способности

Страница 2

6. Способность к самоуправлению личности в учебно-творческой деятельности (целеполагание и целеустремленность, способность к планированию, к самоорганизации, к самоконтролю).

7. Коммуникативно-творческие способности (способность аккумулировать и использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других).

8. Эстетические качества личности (способность достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений; способности руководствоваться эстетическими принципами).

9. Индивидуальные особенности личности (индивидуальный стиль работы). [7, 77-86]

Но не следует забывать о том, что все вышеперечисленные качества могут проявиться, только если талант ребенка будет замечен и правильно развит.«Так что талант, если можно так выразиться, обоюдоостр. Он становится или источником высшей радости, дает ощущение полноты жизни когда обнаружен и закреплен, или же в противном случае сублимируется, свертывается в колючий, постоянно беспокоящий на подсознательном уровне кокон. Психологи называют это явление комплексом невостребованности».

Рассматривая процесс творчества, нельзя обойти вниманием множество его психологических аспектов. Так важным психологическим фактором является память; у художника, к примеру, она не зеркальна, а носит избирательный, творческий характер. Кроме того, память играет роль бережного хранителя опыта творческого человека, в нужный момент преподносящая ему основу для создания материальных и духовных ценностей. [11,179]

Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. Именно благодаря воображению автор, художник или изобретатель может создать то, что никогда прежде не существовало.

Способность мыслить ассоциативно не менее важна. Умение находить аналогии, возникающие по смежности, сходству и контрасту; неожиданно связывать не относящиеся друг к другу явления – это неотъемлемое свойство творческой личности. Симонов П.В. приводит интересные примеры, иллюстрирующие важность ассоциаций в творческом процессе: «Сколько людей раскладывали пасьянс как Менделеев, видели обезьян, сцепившихся хвостами, как Кекуле, или падающее яблоко как Ньютон, но никому эти впечатления не подсказали ни периодической таблицы, ни формулы бензола, ни закона всемирного тяготения».[12]

Многие ученые, занятые проблемой творчества особую роль отводят эмоции. Эмоции не только дают стимул для создания чего – то социально о культурно важного, но и сопровождают человека в течение всего процесса творчества. Так Рибо Т.В. своей статье «Творческое воображение» сравнивает процесс творчества с периодом беременности, полной беспокойств и опасений. [13]

Почти в любом творческом процессе особое место отводиться интуиции – так называемому шестому чувству, направляющему творческого человека в нужную сторону. Борев Ю.Б. в своей книге «Эстетика» приводит результаты исследования, проведенного американским психологом Ф. Берроном. Он обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%) , тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). [11,143]

Страницы: 1 2 3


Оптимизация обучения и развития детей с нарушениями внимания и поведения: психологическая компенсация минимальных мозговых функция
Какова роль учителя в работе с гиперактивными детьми? Прежде всего следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача. Для организации занятий с гиперактивными детьми учитель (совместно с психо ...

Уроки применения знаний, умений и навыков
1.05. Докажите, что середины ребер АР, СР, ВС и АВ тетраэдра РАВС лежат в одной плоскости. Определите вид фигуры, вершинами которой служат эти точки (модификация задачи, приведенной в пункте 4.2.3). 1.06. Треугольник АВС лежит в плоскости α. Через его вершины проведены параллельные прямые, не лежащие в плоскости α. На них отлож ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru