Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на пути развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет дать на него исчерпывающий ответ.
Итак, что же включает в себя понятие «творческие способности»? Логично начать с самого определения «способностей». Так В.Н. Мясищев дает следующее определение этому понятию: « Способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней».
Если рассмотреть данное определение в контексте творческой деятельности, то возможно вывести следующее определение творческих способностей. Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [9, 6-36]
Перечисляя основные черты творческой личности, В.И. Андреев выделяет 9 основных блоков:
1. Мотивационно - творческая активность и направленность личности (любознательность, творческий интерес; чувство увлеченности, эмоциональный подъем; стремление к творческим достижениям; стремление к лидерству и др.).
2. Интеллектуально – логические способности личности (способность анализировать, сравнивать; способность выбирать главное, отбрасывать второстепенное; способность давать определения; способность к систематике и классификации).
3. Интеллектуально – эвристические способности личности (способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы; способность к фантазии; ассоциативное мышление; независимость суждений; критичность мышления, способность оценочного суждения).
4. Мировоззренческие свойства личности (убежденность личности; система личностных свойств, особо высоко ценимых личностью).
5. Нравственные свойства личности (честность, скромность, принципиальность, смелость, решительность).
Особенности развития детского
художественного творчества
Давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия -длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое ...
Дидактические принципы, свойства и особенности использования компьютерных
технологий в педагогическом процессе
Применение средств КТ в современном образовании основано на дидактических принципах, свойствах и особенностях их использования. Под дидактическими принципами понимают некоторые очевидные исходные положения, которым должен удовлетворять любой учебно-воспитательный процесс, т.е. аксиомы образования и обучения. Они понимаются как исходные п ...