Результаты опытно-экспериментального исследования

Страница 4

Результаты и второй методики показали, что уровень развития диалогической речи у дошкольников повысился в экспериментальной группе дошкольников: на данном этапе исследования легко вступают в контакт уже 45% дошкольников (положительный сдвиг составил 25% по сравнению с результатами констатирующего среза), средний уровень выявили у 35% дошкольников, а низкий уровень зафиксирован только у 20% опрошенных дошкольников. В экспериментальной группе дошкольников на контрольном этапе исследования выявлено мало детей, у которых не было бы желания общаться: в той или иной степени все ждети из экспериментальной группы вступали в контакт с педагогом, но характер их взаимодействия и коммуникативной деятельности был разный. Для основной части опрошенных дошкольников большое значение приобрело общение в игровой деятельности: это указывает на то, что в процессе игр, проведенных на занятиях формирующего эксперимента, дошкольники приобрели навыки диалогического общения и это породило в них желанеи общаться и обмениваться информацией не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Анализируя результаты, представленные в таблицах, можно констатировать, что у всех детей экспериментальной группы, в отличие от контрольной группы, отмечается положительная динамика, рост уровней сформированности всех показателей. Преобладание высокого уровня практически по всем показателям свидетельствует о том, что большинство детей, участвующих в эксперименте, овладели такими умениями диалогической речи как: умение вести диалог со взрослыми и детьми и получать необходимую информацию в общении, умение отвечать на вопросы педагога полными, развернутыми предложениями, соблюдать выразительность речи. В контрольной группе отмечаются лишь единичные случаи повышения уровня какого-либо из речевых умений, и сдвиги незначительны.

Таким образом, сопоставив данные контрольного эксперимента с данными констатирующего эксперимента, мы выяснили, что специально организованные занятия способствуют формированию и развитию навыков диалогического общения.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило выявить следующие результаты:

При первоначальной диагностике уровня развития навыков диалогического общения дошкольников на констатирующем этапе исследования по обоим проведенным нами методикам выявлено преобладание низкого и среднего уровня в контрольной и экспериментальной группе исследования: дети плохо вступали в контакт с экспериментатором, речь их была бедной и скудной, встречались фрагменты аграмматизмов, часто в установлении диалога требовались дополнительные, наводящие вопросы, некоторые дети просто отказывались от участия в эксперименте.

На втором, формирующем этапе исследования апробировали в условиях дошкольного учреждения программу развития навыков диалогического общения дошкольников 6–7 лет в процессе игровой деятельности. Программа состояла из 14 занятий и была рассчитана на 3,5 месяца обучения в экспериментальной группе дошкольников. В контрольной группе эксперимент отсутствовал.

На третьем, контрольном этапе исследования проверили эффективность примененных занятий формирующего эксперимента при помощи тех же методик, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования. В результате проведенных исследований выявлено, что уровень развития навыков диалогического общения участников экспериментальной группы стал выше, чем у детей контрольной группы. Таким образом, гипотеза исследования нашла подтверждение, цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.

Проблемой развития диалогической речью детей занимались многие ученые, такие как психологи (Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др.) и лингвисты (Э.А. Трофимова, Н.Ю. Шведова, А.К. Соловьева и др.).

М.И. Лисина понимает под общением «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата».

Диалог – это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Страницы: 1 2 3 4 5


Методика работы с текстовыми логическими заданиями
Учебник математики для I класса авторов М.И. Моро[39] и других содержит текстовые задания для развития логического мышления младших школьников. Хотя задания подаются в учебнике как дополнительные (они напечатаны в нижней части страницы под синей чертой курсивным шрифтом), учителя часто обращаются к ним, но при этом испытывают трудности м ...

Рекомендации по повышению уровня сформированности учебной мотивации школьников
1. для повышения уровня сформированности учебной мотивации необходимо систематически применять методы стимулирования повышения мотивации 2. для лучшего эффекта необходимо применять весь комплекс методов стимулирования повышения мотивации 3. необходимо уделять больше внимания ученикам с низкими уровнями сформированности учебной мотивации. ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru