Традиционные методы развития диалогической речи у старшего дошкольника

Структура образования » Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре » Традиционные методы развития диалогической речи у старшего дошкольника

Страница 3

Метод беседы-разговора

Более сложный (для ребенка) метод обучения речи – это метод разговора, его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы.

Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но не одно и то же (как при методе имитации), а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.

Для тренировки органов речи детей третьего года жизни в артикуляции звуков [ж] – [з] воспитатель может воспользоваться разными приемами метода разговора.

1. – Саша, ты помнишь, как жужжит жук? – спрашивает воспитатель. Мальчик вспоминает:

– Он… ж-ж-ж…

– А как зудит комар? – подводит воспитатель мальчика к артикуляции сходного звука.

– Комар… з-з-з…

Это прием опоры на словесное представление (в виде словесного образца).

2. Для той же цели можно использовать прием сюжетной ролевой игры:

– Зина, Саша, Коля, вы будете жуками. А вы, Сема, Нина, Маша, будете комариками. Ну, летите навстречу друг другу, жужжите и зудите.

Закрепление понимания значения слова (например, овощи) может также осуществляться по-разному.

1. Воспитатель ведет детей на кухню, где на столе специально для этой цели разложены овощи, и спрашивает:

– Вы видите, что лежит на столе? Дети перечисляют то, что видят:

– Морковь… огурцы… помидоры… баклажаны…

– А как одним словом называют все это вместе?

– Это овощи, – торопится сказать кто-то из детей.

– Правильно, это овощи, – поощряет воспитатель.

– А какие овощи вы знаете еще, кроме тех, которые лежат здесь?

– Кабачки – овощ, – говорит девочка.

– Капуста, картошка, репа, лук, чеснок – овощи, – добавляет другая.

В данном случае использован прием наблюдения за реальными объектами, но применен уже не метод имитации, а метод беседы-разговора.

2. Воспитатель вместо реальных овощей может воспользоваться картинками, изображающими различные овощи, т.е. применить прием опоры на картинку, но это тоже будет метод разговора. Прием опоры на картинку можно усложнить, например, введя для сопоставления слово фрукты. Вопрос-задание в этом случае может быть таким:

– Дети, вот картинки, изображающие овощи и фрукты. Кто из вас быстрее разложит их на две кучки: овощи – к овощам, фрукты – к фруктам?

Разумеется, такую работу можно организовать, если есть соответствующий раздаточный материал: каждый ребенок должен получить набор картинок.

Прием опоры на реальные предметы или на картинки используется в дидактических играх, т.е. в играх, специально предназначенных для обучения. Взрослые предварительно знакомят детей с правилами той или иной игры, затем предоставляют им возможность играть самостоятельно. В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребенка: ведь любое знание, которое дает дидактическая игра, усваивается им в словесной форме. Но есть дидактические игры, специально предназначенные для речевого развития детей, – это так называемые словесные дидактические игры. Они могут проводиться по-разному.

1. Дети придумывают слова на заданный звук:

– Укажи предметы, названия которых начинаются звуком [с].

– Стол, стул, стена, стеллаж.

2. Называют предметы по описанию взрослого, отгадывают несложные загадки:

– Принеси мне то, откуда можно узнать сказку или стихи, рассмотреть интересные картинки.

Дети приносят книгу. (Подобные описания предлагаются детям пяти-шести лет.)

– Отгадай, что это. «Маленький, да удаленький: сквозь землю прошел – красную шапочку нашел», – говорит воспитатель, когда вместе с детьми собирает в лесу грибы или просто гуляет с ними по лесу.

Найдя полянку с земляникой (или на участке у грядки с клубникой), воспитатель может попросить детей отгадать такую загадку:

На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки – Собираем огоньки.

3. Дети загадывают известные загадки или придумывают загадки сами.

Основное правило дидактической игры: дети должны видеть (а еще лучше – трогать, обонять, пробовать на вкус, слышать, если он звучащий) тот предмет, о котором загадка загадывается.

Страницы: 1 2 3 4 5


Психологический аспект трудового воспитания школьников
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формир ...

Развитие региональной системы оценки качества образования
В области сформирована система оценки качества общего образования, включающая оценку условий организации функционирования систем образования, образовательного и вос-питательного процесса, оценку результатов образовательной деятельности. С 2006 г. в области апробируется независимая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru