Традиционные методы развития диалогической речи у старшего дошкольника

Структура образования » Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре » Традиционные методы развития диалогической речи у старшего дошкольника

Страница 4

Для усвоения конструкции распространенного предложения, например двусоставного предложения с прямым дополнением, нужно использовать различные приемы (метод разговора) в зависимости от возраста детей.

В группе пятого года жизни это прием опоры на словесные представления (метод разговора).

– Дети, будем играть в «Кто больше?». Кто больше добавит слов к моему слову? Я говорю: «Повар готовит обед». А вы должны сказать: «Повар готовит завтрак (ужин, полдник)»; «Повар варит компот (жарит рыбу, тушит мясо и т.д.)». Выиграет тот, после кого никто ничего уже не сможет добавить.

Предложения-высказывания могут быть на темы о труде дворника, няни, электрика, слесаря, воспитателя и других работников детского сада.

В работе с детьми шести-семи лет метод разговора усложняется: во-первых, задается более сложная синтаксическая форма (распространение простого предложения обособленным оборотом или составление сложного предложения), во-вторых, расширяется круг лексики.

Например, воспитатель начинает игру, давая образец: Космонавты, проводившие наблюдения за Солнцем, благополучно приземлились в Байконуре. Дети заменяют в этом предложении причастный оборот своим: проводившие наблюдения за океаном (за северным сиянием, за планетами) (объекты наблюдения воспитатель может подсказать детям, сами же они должны сосредоточить усилия на правильном построении предложения). Другой образец: Охотники-фотографы, выслеживая зверя, долго шли (пробирались) за ним по лесу с фотокамерой. Дети учатся употреблять в речи деепричастие несовершенного вида, одновременно заменяя отвлеченное слово зверь конкретным названием: преследуя медведя (лося, оленя, тигра и т.д.).

Для упражнения в связном рассказывании воспитатель, наметив тему, может организовать речь детей, поставив несколько вопросов (пунктов плана), развивающих данную тему, например: «Слава, сегодня утром ваш Рекс провожал тебя в садик? Он лаял на прохожих? Как он ходит по улице? Кто выводил его сегодня гулять?» (Воспитатель, конечно, должен быть в курсе дел семьи ребенка.)

Итак, метод разговора – это метод обучения речи, состоящий в том, что обучающий побуждает обучаемого уместно пользоваться своим речевым запасом и тем самым совершенствовать свою речь. Метод разговора можно осуществлять теми же приемами, что и метод имитации (приемом наблюдения реальных объектов, опоры на картинку, на словесный образец, приемами различных видов игры), а также приемами постановки различных вопросов-заданий.

Метод разговора не следует отождествлять со школьным методом беседы, который является одним из способов подачи теоретического материала; метод разговора, как видно из его описания, практический.

Метод пересказа

В работе с детьми пятого – седьмого года жизни используется также метод пересказа, который обогащает речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирует их связную речь.

Метод пересказа состоит в том, что воспитатель читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказывает случай из своей жизни, или дает словесное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели. Он поощряет детей к тому, чтобы они захотели задать вопросы по ходу рассказа, повторить его (для кого-то из своих товарищей или дома для взрослых). Ребенок пересказывает по возможности законченный текст. Между восприятием текста и его пересказом должно пройти некоторое время.

В методике разработано несколько приемов пересказа, используемых при ознакомлении детей с художественной литературой, например игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.

Методы сочинения (рассказывания)

Важное практическое значение имеет метод сочинения (рассказывания), так как его использование обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. Поэтому воспитатель должен поощрять самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание реальных случаев из их жизни, художественных произведений, описание картинок, реальных объектов – вещей, животных, растений и т.д.

Понятие практического метода и приема

Страницы: 1 2 3 4 5


Организация и планирование исследования
Цель: описать деятельность социального педагога с неуспевающими детьми и разработать программу коррекции педагогической неуспеваемости, произвести оценку ее результативности. База исследования: МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа». Выборка: учащиеся Бабушкинской средней общеобразовательной школы. Участвовали 15 школьников ...

Зависимость структуры пространственного образа от его функций в решении графических задач
Выше были рассмотрены условия, в которых осуществляется возникновение образа и оперирование им. Среди этих условий можно выделить следующие: характер наглядной основы, на которой образ впервые воз­никает; особенности графической задачи, определяющей требования к созданию образа и оперированию им. В процессе решения задач часто использует ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru