1. Результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике Л.А. Йовайши представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение профессиональных склонностей между юношами и девушками
(1 – Склонность к работе с людьми; 2 – склонность к работе умственного характера; 3 – Склонность к работе на производстве; 4 – Склонность к эстетике и искусству; 5 - Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности).
Из рисунка видно, что наибольшая степень материальной заинтересованности проявили девушки (60%), в то время как этот показатель был, не значим для юношей.
Для юношей более предпочтительны были виды работы связанные с производством (40%), девушки е проявили интереса в этой сфере.
Примерно одинаковое количество девушек (10%) проявило интерес к искусству и склонность к умственному характеру. В то время у юношей эти показатели превысили в 2-3 раза.
Таким образом для выявления согласованности в предпочтениях разным видам деятельности между девочками и мальчиками применялся метод ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя иерархиями признаков. Данные, полученные в результате обработки методики, были сгруппированы по каждому виду склонности и проранжированы для каждой выборки (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Ранги склонностей по списку Л.А. Йовайши в выборках юношей и девушек
п/п |
Виды склонностей |
Ранг в выборке юношей |
Ранг в выборке девушек |
А |
Склонность к работе с людьми |
5,5 |
2 |
Б |
Склонность к работе умственного характера |
3 |
3,5 |
В |
Склонность к работе на производстве |
1 |
5,5 |
Г |
Склонность к эстетике и искусству |
4 |
3,5 |
Д |
Склонность к подвижным видам деятельности |
5,5 |
5,5 |
Е |
Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности |
2 |
1 |
В результате подсчета получен коэффициент корреляции Спирмена (Correlation Coefficient) равный -0.02 при p > 0.05 (p = 0,978). Таким образом, корреляция между перечнями видов склонностей в выборках девушек и юношей не достигает уровня статистической значимости. Можно утверждать, что данные выборки отличаются по перечисленным шести показателям, т.е. отсутствует согласованность в предпочтении данных видов деятельности.
Из таблицы 2 видно, что склонность к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми является для старшеклассниц наиболее часто встречающейся склонностью, а неприемлемой считается склонность к работе на производстве. Для юношей же на первое место встает как раз склонность к работе на производстве, а склонность к работе с людьми не выявлена вообще. На втором месте в ранжированном ряду у юношей находится склонность к планово-экономическим видам работ.
2. Результаты, полученные в ходе проведения дифференциально-диагностического опросника (Е.А. Климов) представлены на рисунке 2.
Рисунок 2
Распределение типов профессий между юношами и девушками
(1 - Человек-природа; 2 - Человек-техника; 3 - Человек-человек; 4 - Человек-знак; 5 - Человек-художественный образ).
Как и в случае анализа предыдущей, данные были обработаны с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена. (см. таблицу 3).
Таблица 3 Ранги типов профессий в выборках девушек и юношей
№ п/п |
Типы профессий |
Ранг в выборке девушек |
Ранг в выборке юношей |
1 |
Человек-природа |
4 |
5 |
2 |
Человек-техника |
5 |
1 |
3 |
Человек-человек |
1 |
4 |
4 |
Человек-знак |
3 |
2 |
5 |
Человек-художественный образ |
2 |
3 |
Основные элементы каллиграфически правильного письма по традиционной
методике Е. Н. Соколовой
Проблема обучения каллиграфии во все времена была актуальна. Поэтому стали разрабатываться различные методики, позволяющие сделать процесс обучения каллиграфии наиболее эффективным. Каждый автор предлагает свой наиболее точный подход к данной проблеме. Рассмотрим традиционную систему обучения каллиграфии, разработанную Е. Н. Соколовой. С ...
Особенности сказок Натальи Абрамцевой
Сказочница за свою короткую, трудную жизнь написала несколько произведений, отличающихся от других сказок - композиционным своеобразием, особенно это проявляется в зачинах, повторах, концовках. Как и во многих сказках, сказки Абрамцевой Н.К. имеют зачин: «жил-был», например, в произведениях «Вот, такая пальма», « Сказка про Старый Дом»; ...