Специфика детского изобразительного творчества и его формирование

Страница 4

Исследователи детского творчества доказали положительное влияние активных методов обучения на формирование творческой активности.

Само содержание, вкладываемое в понятие «творческость», суживает его только до нескольких условий формирования тих самых творческих способностей – активности, инициативы, самостоятельности, которые являются необходимым, но не единственным в деятельности художника.

Творческая деятельность заключается не только в решении насущных практических задач, выдвигаемых жизнью, но в самой постановке этих задач, выдвижении новых проблем, еще не имеющих места в практике.

На занятиях по изобразительной деятельности ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых соотношений, некоторые законы композиции, знакомится со способами и приемами работы карандашом, кистью. Чтобы этот процесс стал более действенным и направленным на развитие творчества, необходимо развивать у дошкольников творческую активность.

Необходимо остановиться на одном из условий формирования познавательной активности — предварительной работе, проводимой на занятиях по рисованию и при подготовке к ним. В ходе такой работы осуществляется органичная связь эстетического, умственного, нравственного, сенсорного воспитания, связь занятий по рисованию с другими видами деятельности (наблюдение, рассказывание, рассматривание, слушание, пение и др.).

По мнению исследователей, формирование творческой активности у детей означает формирование устойчивых интересов к рисованию, умения активно применять полученные знания в жизни.

В сферу творческой активности исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими (а в изобразительной деятельности также навыками и умениями). Творческая активность продуктивна. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, развитию творчества.

К.Д.Ушинский писал: «Дитя . мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

На необходимость соблюдения единства познавательных и эстетических задач в процессе восприятия предметов и явлений окружающей действительности указывала в своих исследованиях Н.П.Сакулина.

Одним из важнейших условий формирования творческой активности является целенаправленная предварительная работа, проводимая перед занятиями (и в ходе их) по изобразительной деятельности, и в частности перед рисованием. При этом немаловажным являются следующие моменты:

активность самого воспитателя как на занятии, так и в ходе подготовки к нему; соблюдение принципа систематичности и последовательности при отборе содержания обучения (непосильная трудность снижает интерес к обучению тому или иному виду деятельности);

последовательное овладение детьми техническими навыками и умениями в рисовании и т.д.

Под предварительной работой, способствующей формированию творческой активности, интереса к изобразительной деятельности, развитию творчества, мы понимали следующее:

наблюдение предметов и явлений природы и окружающей действительности;

чтение сказок, рассказов, стихов, прибауток, загадок и беседы воспитателя с детьми о прочитанном;

рассматривание эстампов, репродукций с картин, иллюстраций, художественных фотографий, произведений народного декоративно-прикладного искусства и т. д.;

целенаправленный просмотр диафильмов, мультфильмов, кинофильмов, телепередач, кукольных спектаклей; прослушивание музыкальных произведений;

тщательное обследование образца, натуры (на занятиях и в ходе подготовки к ним);

анализ детских работ, выполненных на предыдущих занятиях, с целью предотвращения ошибок при изображении похожих предметов.

К предварительной работе отнесли и такие виды работы, которые были направлены на совершенствование навыков и умений:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Игры-забавы, развлечения
Существенное влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка раннего возраста, его двигательной активности и умения общаться со взрослым, а позднее со сверстниками оказывают игры-забавы. Их проводят в разные периоды бодрствования с подгруппой детей, а в случае необходимости и индивидуально (например, во время приема детей или в ситуа ...

Содержание формирующей деятельности по совершенствованию каллиграфического письма первоклассников на уроках обучения грамоте
Практическая деятельность по преобразованию каллиграфического письма учащихся первого класса с целью совершенствования общеучебных навыков, которые необходимы им на уроках русского языка и при изучении других школьных предметов, осуществлялась в периоды прохождения преддипломной практики в сроки с 12 января 2011 года по 8 февраля 2011 го ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru