Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Структура образования » Языковая готовность к школе детей с общим недоразвитием речи » Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Уровень развития речи – важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. В этой связи при диагностике готовности к школе детей с ОНР большее внимание необходимо уделить методикам, направленным на обследование речевого компонента

В данной главе представлены ход и результаты констатирующего эксперимента.

Цель эксперимента - выявление сформированности языковой готовности к школе детей с ОНР.

Задачи:

Подобрать методики обследования лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.

Изучить уровень сформированности лексики детей с ОНР.

Изучит уровень сформированности грамматики

Изучить уровень сформированности связной речи.

Для достижения поставленной цели и решения задач была использована методика Лалаевой Р.И. и Н.В.Серебряковой.

Данная методика предполагает 3 серии заданий:

1 серия Обследование словаря

Цель: определить, знает ли ребенок названия слов, частей предмета, умеет ли обобщать предметы; знает ли различные действия; признаки предметов.

Материал: сюжетные, предметные картинки (Посуда, мебель, игрушки, овощи, фрукты и т.д.)

2 серия- Обследование грамматических категорий

Цель: выявление умения образовывать множественное число существительных, глаголов, различать существительные по родам; понимание предлогов.

Материал для исследования: предметные картинки из альбома Иншаковой.

3 серия- Обследование связной речи

Цель: выявить у ребенка умение располагать сюжетные картинки с правильной последовательности, составлять по ним связный рассказ;умение понимать и пересказать его.

Материал для исследования: сюжетные картинки, предметные картинки.

Констатирующий эксперимент был проведен на базе МДОУ № 124 «Мирославна» комбинированного вида. Для получения данных мы использовали модифицированную методику диагностики ритмико-мелодической стороны речи (автор – Архипова Е.Ф.). Для исследования было отобрано 20 детей дошкольного возраста (10 с нормой, 10 с ОНР). Обследование с каждым ребенком проводилась индивидуально. Дошкольникам предлагалось выполнить ряд заданий экспериментатора. Все ответы детей фиксировались в протоколах (Приложения). Разработанная нами методика состояла из трех серий заданий. Описание методики приводится в Приложении.


Организация предметно-развивающей речевой среды в детском саду
Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей игровой ...

Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования
Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов — определенный процесс. Здесь необходимо рассмотреть следующие проблемы: 1) понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса; 2) общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса. Понятие &quo ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru