Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).
Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
Кроме психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну ее соcтавляющую – языковую (речевую) готовность. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Актуальность исследования проблемы готовности ребенка с речевой патологией к школьному обучению определила выбор темы курсовой работы «Языковая готовность к школе детей с ОНР ».
Цель работы: изучить проблему языковой готовности к школе детей с ОНР.
Объект исследования: языковая готовность старших дошкольников с ОНР к обучению в школе.
Предмет исследования: специфические особенности языковой готовности старших дошкольников с ОНР обучению в школе.
В работе проявляется гипотеза о том, что у старших дошкольников с ОНР будут наблюдаться особенности языковой готовности к школе, которые будут проявляться в следующем:
- недостаточное развитие лексической стороны речи;
- недостаточное развитие грамматической стороны речи;
- недостаточное развитие связной речи и самостоятельного высказывания.
Цель исследования с учетом гипотезы была конкретизирована в следующих задачах:
Рассмотреть проблемы языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР;
рассмотреть развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению;
Представить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
Изучить уровень сформированности языковой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи.
В соответствии с намеченной целью и задачами были определены и использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ и обобщение психологической, педагогической и специальной литературы по теме исследования); экспериментальный (констатирующий эксперимент); качественный и количественный анализ ответов дошкольников.
Результаты всероссийского конкурса региональных комплексных проектов
модернизации образования
Конкурс проходит в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Регионы-победители (а их будет порядка 20) получат от 150 миллионов до одного миллиарда рублей на реализацию своих проектов. Всего же объем государственной поддержки российских регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, в 2007 г ...
Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного
процесса Определение педагогического общения
Проведенный анализ содержания, функций и внутренней структуры (уровней) вербального общения в целом позволяет с этих же позиций в этих же терминах определить и педагогическое общение. Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это — аксиально-ретиальное, личностно и социально ориентирова ...