Источник знаний определяется содержанием учебного материала, которое является ведущим в образовательном процессе, реализующим цели обучения.
Влияние источников знания на методы обучения выражается в их внешних формах проявления, связанных со словом, образом и действием. А логика мыслительной деятельности, как характер активности учащихся в процессе познания, представляет собой внутреннюю сторону методов.
В практике сложились различные методы обучения ОБЖ. Однако все их разнообразие можно сгруппировать по наиболее существенным общим признакам: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности учащихся в ходе обучения. Названные признаки являются главными в определении того или иного метода, применяемого в обучении. На основе этих признаков выделены три группы методов обучения: словесные (один источник знания - слово), наглядные (два источника знаний - слово и наглядность) и практические (три источника знаний - слово, объект изучения и практическое обследование предмета). Все это применимо к методике включения понятия "экологическая безопасность" а предмет ОБЖ (Крючек, Латчук, Миронов, 2001).
К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Здесь деятельность учителя выражается в виде слова, а деятельность учащихся - преимущественно в виде слушания, осмысления, устных или письменных ответов (Иванов, Резчиков, Крылов, 2001).
Группу наглядных методов представляют демонстрации опытов и наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и таким путем приобретают знания.
Группу практических методов в ОБЖ с включением преподавания элементов обеспечения экологической безопасности представляют работы с изучаемым объектом (экскурсия на какое-либо предприятие, встреча с учеными-экологами, специалистами Сахалинского территориального управления мониторинга окружающей среды и гидрометеорологии) или учебником. Их используют во время лабораторных работ на уроке или практических занятиях, на экскурсии. На уроках, работая с раздаточным материалом или с учебником, школьники путем непосредственного общения с изучаемым объектом (рассмотрение, обследование, измерение, подсчет или расчленение на части) овладевают знанием. Слово участвует во всех группах методов обучения, но в словесных его функция - это источник знания, в наглядных и практических слово - организатор наблюдения и практической деятельности учеников (Байбородова, Индюков, 1999).
Разнообразие и взаимосочетание методов обучения, их вариативность обеспечиваются различными методическими приемами. Наиболее часто методическими приемами называют элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения (Мишин, 2001).
Многие ученые разделяют методические приемы на 3 группы: логические, организационные и технические и соотнесли их по группам методов. Из всего многообразия методов и методических приемов смоделировали целостную систему методов обучения ОБЖ: словесные, наглядные и практические группы методов. Или роды методов: беседа, рассказ, лекция, демонстрация, распознавание и др. - виды методов, соответствующие тому или иному роду. Методические приемы как разновидности методов завершают классификацию методов. В этой системе во всех группах методов используются одни и те же логические приемы интеллектуальной деятельности: сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, постановка проблемы, доказательство и др. Это обстоятельство весьма существенно выявляет возможности всех методов в развитии мышления учащихся и формировании их самостоятельности в работе. Организационными приемами учитель направляет внимание, восприятие и работу учащихся. К техническим приемам относится использование различного оборудования, подсобных средств и материалов, улучшающих познавательную работу школьников (Харламов, 1997). Большие возможности в преподавании основ экологической безопасности предоставляет Интернет, где в открытом доступе находятся в режиме он-лайн фотосъемки из космоса с метеорологических спутников, а также постоянно обновляемые данные различных сейсмостанций. Это позволяет заинтересовать современного школьника, который широко использует компьютер для учебного процесса.
Деятельность педагога-психолога в коррекционной школе-интернате
Полное наименование Учреждения: краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида». Юридический адрес учреждения: 656004, Алтайский край, г. Барна ...
Теоретические основы интеграции как педагогического явления
Интеграция имеет давние традиции, однако обозначилось как педагогическое явление сравнительно недавно, в 90-х гг. XX века. Многие классики педагогической мысли всегда уделяли интеграции большое внимание. Например, Д.Локк утверждал, что один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. И.Г.Песталоцци раскрыл многообразие взаим ...