Экологический кризис

Страница 2

- эколого-социальные проблемы населения отдельных государств, регионов, территорий, рассматриваемые в экономическом, медико-экологическом и культурно-этническом аспектах (Арустамов, 2001).

Даже этот далеко не полный перечень экологических проблем, стоящих перед человечеством, показывает, что дальнейшее пренебрежение мерами экологической безопасности может уже в обозримом будущем поставить под сомнение сохранение человечества как вида. На уроках по ОБЖ преподавателю необходимо подробно остановиться на этих проблемах, так многие из них характерны для Сахалинской области.

Анализ перечисленных проблем показывает, что абсолютное их большинство носит антропогенный характер, является следствием антропогенного воздействия на природу. От устойчивости биосферы, ее безопасности зависит устойчивость развития общества, а степень устойчивости биосферы зависит от антропогенного воздействия на нее, которое можно оценить по степени потребления ее продукции. Основным условием сохранения естественной устойчивости биосферы является сокращение антропогенного воздействия на природную среду до такой степени, чтобы доля потребления цивилизацией продукции биосферы не превышала 1%, тогда как в настоящее время прямое антропогенное потребление продукции биосферы составляет около 10%, т.е. на целый порядок превышает допустимые пределы.

Даже в нашей стране с ее безграничными просторами, относительно небольшой плотностью населения потребление биологической продукции составляет на территории Европейской части до 40%, на Урале -до 20%, на Дальнем Востоке - до 10%.

Тем не менее, антропогенное воздействие на природную среду в среднем по России составляет всего 0,7% от среднего мирового, тогда как в развитых странах этот показатель в пять раз выше. Если согласиться с выводами отдельных ученых-экологов о том, что превышение антропогенного воздействия на природную среду в 10 раз превосходит приемлемые для биосферы пределы, то в России они оказываются превышенными в 7 раз, в США - в 34 раза, в Германии - в 190 раз, в Нидерландах - в 425 раз (Арустамов, 2001).

Столь мощное воздействие на природную среду и ведет к нарушению биогеохимического круговорота, дальнейшему разрушению и угнетению человеком естественных экосистем, а в конечном итоге - к нарушению устойчивости природной среды, дальнейшему углублению глобального экологического кризиса на планете, результатом которого может оказаться глобальная экологическая катастрофа.

На государственном уровне эта деятельность характеризуется организацией научных исследований природоохранной проблематики, образованием и финансированием деятельности производственных природоохранных структур, развитием природоохранного законодательства, развитием ресурсо- и энергосберегающих технологий, повышением уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения, формированием общественного сознания, развитием экологического образования и т.п. Именно на уроках по ОБЖ преподаватель должен заинтересовать школьников природоохранной деятельностью, как одной из основ обеспечения безопасности государства и также отдельно взятого человека.

Очевидно, что ожидать быстрых положительных результатов предотвращения экологического кризиса от предпринимаемых мировой общественностью усилий не приходится. Наоборот, экологический кризис на планете пока углубляется. За последние 100 лет при росте численности населения Земли в 3,1 раза валовой мировой продукт увеличился почти в 350 раз, но за это пришлось заплатить увеличением объема потребляемой пресной воды в 11 раз и площади пахотных земель в два раза. Это привело к приросту площади пустынь на 156 млн. км2, высыханию ряда рек, уменьшению площади лесных территорий на более чем 6 млн. км2 (из них на 2 млн. км2 только за два последних десятилетия), сокращению числа видов животных и растений на 20%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников
Для практического использования заданий исследовательского характера на уроках математики, на основе анализа методической литературы, нами были систематизированы задания исследовательского характера для младших школьников и методические рекомендации к ним. Система упражнений и методические рекомендации представляют собой описание методик ...

Программа для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы
Пояснительная записка. Настоящая программа рассчитана на обучение учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы по теме “Интернет технологии”.Общая сумма часов – 39 часов. Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся: o базовые знания по информатике; o владение основными приемами работы в операционной систем ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru