Предпосылки работы по орфографии в средней школе

Страница 2

Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником. Методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых повторных записей того или иного слова.

Практика подтверждает, что следует опираться одновременно на все виды орфографической памяти. В учебном процессе на уроке это проявляется в использовании и диктанта, и списывания, и послогового проговаривания, и многократной записи одного и того же слова. Важно найти для каждого вида орфограммы необходимую последовательность перечисленных упражнений.

Методические предпосылки

Специфическими условиями, обеспечивающими овладение орфографическими умениями, являются знания учащихся о немецком языке, учебно-языковые умения и опознавательные признаки орфограмм.

Базовые знания о немецком языке

Немецкая орфография тесно связана со всеми разделами языка, поэтому прочное знание фонетики, лексики, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса необходимо для овладения орфографическими умениями и навыками.

Базовые фонетические понятия. Выбор большинства буквенных написаний связан с особенностями звуковой системы немецкого языка. К таким написаниям относятся все случаи обозначения на письме звуков в слабой позиции соответствующих звуков в сильной позиции. С учётом характера отношений орфографии к фонетике базовыми являются следующие понятия: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, согласные сонорные, щелевые.

Базовые морфемные и словообразовательные понятия. В орфографических правилах, регулирующих выбор буквенных орфограмм, обязательным компонентом является указание на морфему, в которой находится орфограмма. Наличие в орфографических правилах указаний на морфемы объясняется тем, что выбор правильных написаний может зависеть от того, в какой именно части слова находится орфограмма.

Базовые синтаксические понятия. Синтаксические понятия в меньшей степени связаны с орфографией, однако есть ряд как буквенных, так и небуквенных орфограмм, выбор которых связан со словосочетанием и предложений. Базовыми являются следующие синтаксические понятия: словосочетания, члены предложения, определяемое и определяющее слово в словосочетании, сочинительная и подчинительная связь между словами.

Базовые учебно-языковые умения

Учебно-языковыми являются умения, заключающиеся в опознании, анализе и группировке языковых явлений.

Для работы по орфографии необходимо, чтобы учащиеся овладели следующими учебно-языковыми умениями:

фонетическими: определять в слове гласные звуки ударные и безударные, согласные звуки звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, щелевые согласные, случаи ассимиляции и редукции.

морфемными и словообразовательными: выделять в слове основу и окончание, членить основу на основные значимые части– префикс, корень, аффикс, подбирать однокоренные слова, выяснять, от чего и с помощью чего образовано данное слово.

морфологическими: определять, какой частью речи является то или иное слово, отличать омонимичные формы разных частей речи.

Синтаксическими: находить определяемое и определяющее слово в словосочетании, определять члены предложения, ставить вопросы к членам предложения.

Уровень владения перечисленными учебно-языковыми умениями должен быть достаточно высок, чтобы обеспечить формирование прочных орфографических умений и навыков. Для этого базовые учебно-языковые умения должны быть в центре внимания преподавания.

Развитие у учащихся орфографической зоркости

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью. Так как большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции немецкого правописания,

орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной слепоты школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.

Страницы: 1 2 3


Выявление исходного уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №53 «Лесная полянка» в течение трех месяцев с детьми старшего дошкольного возраста. Педагогический эксперимент проходил в три этапа: 1. Констатирующий эксперимент, 2. Формирующий эксперимент, 3. Контрольный эксперимент. Цель нашего исследования - выявление уровня развития образной ...

Виды и формы обучения взрослых
Существуют следующие формы обучения взрослых: Классические курсы – форма дополнительного образования (обычно платная), при которой в течение заранее установленного количества часов слушатели получают знания, умения, навыки, качества в определённой сфере и на уровне, повышающем предыдущий уровень знаний слушателя в данной сфере или заклад ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru