Предпосылки работы по орфографии в средней школе

Страница 1

В процессе обучения школьника орфографии необходимо опираться на психологические и методические предпосылки, являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы.

Психологические предпосылки

Большое значение в процессе обучения орфографии, как и во всех других случаях, имеет развитие у детей внимания и памяти, формирование у них установки на запоминание, опора на осознание сути изучаемого явления. Вместе с тем есть специфические психологические факторы, влияющие на овладение орфографией.

Развитие у школьников потребности в орфографических знаниях

Овладение орфографическими умениями– процесс длительный и неравномерный. Правописанием одних орфограмм учащиеся овладевают относительно быстро, правописанием других– достаточно долго. Одной и той же орфограммой учащиеся тоже овладевают по- разному в связи с тем, что в ней есть трудные случаи в изменении правил. Таким образом, было принято называть усвоенные учащимися орфограммы теоретическими (их дети не видят в словарях), а ещё неусвоенные– фактическими.

Орфограммы, затрудняющие учащихся и через длительное время после ознакомления с ними, целесообразно называть актуальными, а орфограммы, переставшие затруднять учащихся,– неактуальными. Знание учителем этапа превращения актуальной орфограммы в неактуальную имеет огромное значение для совершенствования работы по орфографии: уловив указанный момент на работе детей, учитель сможет правильно распределить усилия для обучения орфографии.

Затруднения учащихся в применении правил

В психологии и в методике преподавания немецкого языка установлен факт неумения учащихся применять орфографическое правило ко всем словам с данной орфограммой. Это связано с тем, что лексика каждого вида орфограммы включает в себя слова, к которым ученики свободно применяют правила, и слова, к которым они затрудняются применить соответствующее правило. Затруднения учащихся имеют фонетическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую и семантическую природу.

Фонетические трудности связаны с наличием в слове ассимилятивных явлений– озвончения, оглушения, мягких согласных.

Словообразовательные трудности определяются сложностью структуры слова, утратой структурных связей с исходными словами.

Морфологические трудности связаны, во-первых, с омонимией частей речи, во-вторых, с семантическими критериями разграничения категорий.

К синтаксическим трудностям относятся так называемый обратный порядок слов и дистантное их расположение в предложении, возможность двоякого членения предложения и др.

Семантические трудности– перенос значения слова, утрата семантических связей с однокоренными словами, абстрактность значения модели слов. Затрудняют учащихся также исключения из правил.

Указанные трудности необходимо учитывать не только при разъяснения сути изучаемого вида орфограммы, но в первую очередь при подборе дидактического материала.

Орфографическая память

Орфографические умения и навыки в силу своей специфики опираются на слуховые восприятия (передача фонем с помощью особых рисунков-графем), на зрительные восприятия (видение орфограммы на письме), на кинестетические ощущения (мускульные усилия органов речи) и мышечные движения пальцев руки во время письма. Отсюда в формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти:

Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т. е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.

Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.

Речедвигательная память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов-исключений.

Страницы: 1 2 3


Модель концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании знаний, раздробленности познания и создания такого процесса обучения, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадцати предметов в течение учебной недели) ...

Виды ролевых игр
Существуют различные виды ролевых игр: Контролируемая - участники получают необходимые реплики; Умеренно контролируемая - учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей; Свободная - учащиеся получают обстоятельства общения; Эпизодическая - разыгрывается отдельный эпизод; Длительная - в течение длительного периода разыгрыв ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru