Учитель музыки при выборе произведения для драматизации должен уметь определять, что является ее сюжетом и содержанием.
Сюжет— последовательность и связь изображаемых событий в произведении литературы и искусства. Сюжет в драматизации — это та область музыкального искусства, которую школьники стремятся изобразить в игре. Например, общеизвестными сюжетами драматизации могут стать игры в «музыкальный магазин», «музыкальное путешествие», «богатырский турнир», «музыкальный театр» .
Содержанием драматизации является то, что именно школьники выделяют в отображаемой жизни как самое главное для них, самое существенное и что они пытаются в первую очередь изобразить в игре на данный сюжет. Заметим, что игра-драматизация на один и тот же сюжет может иметь различное содержание (в зависимости от творческих возможностей педагога и учащихся). Кроме этого, содержанием драматизации могут быть народные и авторские детские песни, инструментальная музыка для детей.
Анализ выразительных средств драматизации, специфики сюжета и содержания помогает учителю музыки управлять игровой деятельностью школьников на уроке. Рассматривая игру-драматизацию как один из видов музыкальной деятельности, определим последовательность составляющих ее этапов:
1. Восприятие-слушание музыкального материала, который предстоит драматизировать.
2. Анализ содержания и музыкально-речевых элементов произведения в целях проведения драматизации:
а) воссоздание обстановки действия (частичный пересказ сюжета после прослушивания музыкального произведения);
б) перечисление действующих лиц для определения количества ролей и их предполагаемых исполнителей;
в) словесное описание внешности персонажей для оказания помощи «гримерам» и «костюмерам»;
г) музыкальная характеристика каждого персонажа, особенностей его музыкальной речи;
д) разработка мизансцен с целью инсценировки выбранного музыкального произведения.
3. Определение исполнительских задач, обусловленных авторским замыслом композитора и драматурга.
4. Выбор средств выразительности музыкального и вербального языка для осуществления намеченных задач.
5. Инсценировка музыкально-сценического произведения.
6. Анализ качества исполнения с точки зрения воплощения художественной идеи произнесения (степень точности и многогранности воплощения отдельных персонажей, динамизм развертывания сценического действия).
7. Подведение итогов проделанной работы и оценка результатов проведенной игры-драматизации.
Описание компетенции ПКНО-1
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО). Под компетенцией ПКНО-1 «способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, нап ...
Направления работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информаци ...