Творчество младших школьников на уроках музыки

Структура образования » Игра на уроках музыки в основной школе » Творчество младших школьников на уроках музыки

Страница 1

урок музыка игра драматизация

Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Б.В.Асафьев подчеркивал в этой связи прежде всего воспитательную ценность детского творчества, а не самостоятельную художественную. Однако некоторое время существовало и обратное мнение. Так, некоторые педагоги полагали, что детское творчество, не опирающееся на теорию, является профанацией искусства, и если уж и допускать его, то только для особо одаренных детей. Несостоятельность данного понимания возможности и необходимости творчества всех детей без исключения была доказана экспериментальной деятельностью многих ученых. В частности, доказательством значимости формирования творческих навыков у детей явилась многолетняя работа Б .Л .Яворского, утверждавшего, что «элемент творчества должен войти в программы всех курсов, везде школа должна учить не только читать написанное, но и говорить собственные слова. Классы развития слуха и сознания должны развивать творческое начало в плане обучения различным видам построения формы, классы слушания музыки — в плане умения слушать не только мысли других, но и свои собственные мысли»1. Вскрывая природу творческого процесса, ученый показал, что в развитии творческих способностей есть определенные этапы: 1) накопление впечатлений; 2) спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях; 3) импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании (преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального творчества); 4) создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического; 5) собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

Изучением вопроса формирования музыкальных творческих навыков у детей занималась также О.А.Апраксина, М.А.Румер, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов и др. В психологии выделяют две формы творчества детей — воспроизводящее творчество и творчество изобретательное. Следует отметить, что такое деление условно, ибо в искусстве творчеством является не только сочинение, но и исполнительство, и восприятие. Потому важно понимание творчества как неотъемлемой части любой музыкальной деятельности учащихся на уроке. В этом смысле интересна позиция композитора и педагога О.В.Усачевой, полагающей, что человек, поющий, играющий «с .», «на .», «в .», «для .», «по .», «как .» и т. д., — это человек изобретающий, открывающий, испытывающий, вопрошающий. «Может быть, именно такое отношение к исполнительской деятельности и рождает особенный, трепетный, глубокий звук, глубокое содержание, глубокое понимание, а значит свою интонацию, свою идею, наконец, авторство».

При этом в музыкальной педагогике существует мнение, что в первую очередь способствует развитию детского творчества музыкальное движение. Теоретическую основу данного мнения составляет двигательная природа детского воображения, отмеченная в исследованиях Л. С. Выготским.

В музыкально-ритмической деятельности детей творчество может быть реализовано в использовании выразительных движений, характерных для пластики определенного персонажа, выборе танцевальных элементов. Необходимым педагогическим условием при этом являются яркость и образная узнаваемость музыкальных произведений, а также их близость детскому жизненному опыту. Направляя творчество детей в музыкально-ритмическом движении, педагог должен придерживаться принципа постепенного усложнения заданий. Так, поначалу творчество детей может проявляться как воспроизведение, окрашенное личным восприятием. Например, в упражнении «Цветы и бабочки» (музыка В.Золотарева, композиция движений И.Лифиц) учитель инициирует ситуацию «путешествие на опушку сказочного леса». Детям предлагается присесть, после чего пластичными движениями правой и левой рук изобразить, как из-под земли показался первый цветочек (поднимается правая рука, кисть опущена вниз), затем второй (ребенок, постепенно выпрямляясь, поднимает левую руку, кисть опущена), как на глазах распускаются бутоны (кисть правой руки мягко поднимается вверх и отводится в сторону, аналогичные движения делаются левой рукой), цветы тянутся к солнышку (дети поднимаются на носочки, глядя на поднятые вверх руки), но неожиданно налетает ветер (дети раскачивают руками вправо и влево, согласуя амплитуду движения с динамикой музыки), и цветы плавно наклоняются к земле (постепенно опуская руки, дети возвращаются к исходному положению, приседая на корточки). Но тут на поляну прилетают бабочки (изображая бабочек, ребенок по образцу учителя «рисует» руками крылышки и усики), бабочки приседают на цветы, взлетают вверх (дети присаживаются и постепенно поднимаются, размахивая «крылышками») и беззаботно порхают вокруг цветочков (детям предлагается покружиться вправо и влево). Как видно из описания, учитель образно направляет деятельность детей, предоставляя при этом возможность отнестись к выполнению задания инициативно, в силу чего все «цветы» и все «бабочки» становятся не похожими друг на друга. При этом у детей развивается действенное постижение музыки, а у педагога появляется возможность посредством детского творчества наблюдать процесс развития музыкального мышления учащихся.

Страницы: 1 2 3


Способы применения указанных методов в процессе активизации познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ
Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат. verbalis - устный, словесный) (Мишин, 2001). Расска ...

Воспитание и школы
В VI—VII вв. вместо исчезнувших античных школ. В практике воспитания и обучения раннего Средневековья причудливо переплетались языческая (варварская) и христианская традиции. Следы варварского воспитания и обучения сохранялись в раннефеодальную эпоху. Так, в Галлии, где к V в. исчез институт друидов - языческих жрецов, выполнявших функци ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru