Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [1, с. 117]. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Эти различия были либо по параметру "общее - индивидуальное", либо по параметру "реально действующее - рефлекторно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [3, с. 24].
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни".
Немов Р.С. рассматривает ценностные ориентации как то, что человек особенно ценит в жизни, то, чему он придает особый, положительный жизненный смысл Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [22, с. 245].
Осознавая собственные ценностные ориентации, свое место в мире, человек размышляет над смыслом и целью своей жизнедеятельности. В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности
[16, с. 83].
Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Условно, когда мы говорим – ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание [7, с.536].
Члены семьи, как и педагоги, представители человеческой культуры, направляют подростков на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя они и понимают, что рынок «делает свое черное дело» и втягивает их в поток лжеценностей.
Методическая разработка игры-драматизации «Времена года»
Времена года Цель игры. Развитие навыков вокальной импровизации и артистизма учащихся. Действующие лица Ведущий Зима девочки Весна Осень Лето Ведущий. Ребята, кто из вас знает, как называются периоды года, связанные с движением солнца и изменениями в природе? Дети. Времена года. Ведущий. Назовите четыре времени года. Дети. Весна, лето, о ...
Рекомендации родителям по формированию интеллектуальной готовности ребенка к школе
Перед поступлением в школу ребенок должен обладать следующими навыками: ü Умением самостоятельно обслужить себя; ü Обладать навыком общения с другими детьми и с взрослыми; ü Уметь подчиняться правилам и требованиям; ü Быть способным сосредотачиваться на одном занятии не менее 20 минут. У детей, посещавших ДОУ, адаптац ...