Театральная деятельность как педагогический инструмент

Страница 2

- способность к взаимодействию;

- логичность и последовательность действий и чувств;

- чувство правды;

- вера и наивность;

- ощущение перспективы действия и мысли;

- чувство ритма;

- обаяние, выдержка;

- мышечная свобода и пластичность;

- владение голосом, произношение;

- чувство фразы;

- умение действовать словом.

Овладение этими элементами творчества приводит к созданию нормального творческого самочувствия.

Формы включения театральной деятельности в образовательный процесс разнообразны:

1. Театр как урок

Включение подобной формы учебной деятельности подразумевает:

- расширение представлений детей о театре;

- ознакомление детей с историей театра;

- разработку театральных постановок и их исполнение;

- упражнения на развитие познавательных способностей;

- развитие коммуникативных способностей ребенка;

- упражнения на развитие элементов творческой деятельности, необходимых ребенку для участия в театральной постановке.

Форма урока для театральной деятельности не совсем обычна. Явным недостатком данного подхода являются временная ограниченность урока и неясность критериев оценивания результативности деятельности учеников на уроке театра.

2. Театр как форма внеклассной работы

Наиболее распространенный способ включения театральной деятельности в образовательный процесс. Он характеризуется неким отделением стандартной учебной деятельности от театральной и представляет собой более продолжительные мероприятия, организуемые учителем после урока, схожие по принципу с деятельностью актеров, режиссеров театра.

Вся деятельность здесь строится вокруг школьного театра, состав которого может быть как поделен на возрастные группы, так и быть смешанным. Зачастую за ведение театрального кружка отвечает отдельный педагог-организатор или приглашенный специалист с театральным образованием.

Это более развития форма организации театральной деятельности, потому как здесь дети учатся путем непосредственного включения в процесс разработки театральной постановки и доведения ее до логического конца.

3. Театр как тренинг

Под данной формой подразумевается использование отдельных элементов театральной деятельности в учебном процессе. Это могут проигрывания на занятиях сценок, разбор некоторых наиболее запоминающихся из них, из реальных театральных постановок. Здесь не происходит полного включения в театральную деятельность. Театр лишь выступает одним из социокультурных ресурсов построения образовательного процесса.

О.Л. Зверева выделила следующие типы театральных занятий:

1. Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).

2. Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.

3. Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.

4. Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы).

Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.

5. Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.

6. Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.

Как уже отмечалось выше существуют определенные трудности в измерении эффективности театральной деятельности как элемента педагогической системы. Трудности эти, главным образом, связаны с определением критериев эффективности. Среди небольшого количества методик измерения эффективности театральной деятельности можно выделить подход Т.С. Комаровой. Основные характеристики этого подхода представлены в таблице ниже.

Страницы: 1 2 3 4


Типология неуспевающих школьников
Прежде чем рассматривать особенности проявления неуспеваемости у отдельных типов учащихся, дадим общую характеристику. В работах П.П. Блонского, И.В. Дубровиной, Н.И. Мурачковского указывается, что неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках ...

Традиционные методы развития диалогической речи у старшего дошкольника
Если остановиться более подробно на методах для дошкольного возраста, то надо учитывать закономерность усвоения родной речи. Речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей: 1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи – артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонаци ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru