Младший школьный возраст – крайне важный период в жизни человека. Это время включения в учебную деятельность, освоения теоретических знаний, бурного физического развития. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.
Застенчивость, согласно Ф. Зимбардо есть «состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе».
Застенчивость негативно сказывается на развитии младших школьников. Застенчивость:
- создает социальные проблемы, трудности в общении, в установлении дружеских отношений со сверстниками;
- имеет негативные эмоциональные последствия – депрессия, изоляция, одиночество;
- создает трудности в выражении собственного мнения, оценки, чувств, в проявлении инициативы;
- ограничивает положительную оценку окружающими личных достижений застенчивых людей и их самооценку;
- способствует формированию неправильных оценок личности застенчивого человека, который может восприниматься как высокомерный, недружелюбный, скучный, слабый;
- создает трудности в мыслительной деятельности в присутствии других людей и наедине с самим собой;
- связана с проявлением неконтролируемого физического возбуждения, учащением сердечного ритма и дыхания.
По мнению психологов, коррекционная работа с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:
- развитие позитивного самовосприятия;
- повышение уверенности в себе и своих силах;
- развитие доверия к другим;
- отреагирование страхов;
- снятие телесного напряжения;
- развитие умения выражать свои эмоции;
- развитие навыков коллективной работы;
- развитие навыков самоконтроля.
Одним из вариантов педагогического инструмента совмещения всех этих направлений может являться театральная деятельность.
Вовлечение ребенка в театральную деятельность позволяет развить его коммуникативные навыки, расширить область социальных контактов, дать возможность проявить свои творческие способности, свои эмоции. Большой развивающий потенциал театральной деятельности заключается в:
- коллективности деятельности;
- элементах игровой деятельности;
- необходимости действовать и общаться;
- самостоятельности выбора и организации собственного участия в деятельности;
- необходимости активизации познавательных способностей.
Педагогическая
теория М. Монтессори
Итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952) разработала метод, первоначально названный «физиологическим»: от деятельности мускульной системы идти к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических функций. В 1907 г., строительный кооператив рабочих в Риме организовал детский сад для де ...
Модель проектного обучения
Данная модель сложилась на основе метода проектов, который возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал ...