Педагогическая теория М. Монтессори

Структура образования » Дошкольная педагогика » Педагогическая теория М. Монтессори

Страница 1

Итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952) разработала метод, первоначально названный «физиологическим»: от деятельности мускульной системы идти к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических функций. В 1907 г., строительный кооператив рабочих в Риме организовал детский сад для детей 3-7 лет, остававшихся без присмотра, и работая с детьми пролетариев, Монтессори обнаружила, что уже в три года ребенок способен сконцентрироваться на деятельности с предметом, Монтессори стала искать взаимосвязь между развивающим материалом, свободным выбором собственной деятельности, развитием органов чувств и движений и влиянием занятий на общее воспитание ребенка.

В основанных ею домах ребенка, охватывающих детей дошкольного возраста, от воспитателя требовалось, не вмешиваясь в процесс развития ребенка, лишь организовывать обстановку, способствующую его самовоспитанию. Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что требует от нее большого душевного напряжения. Взрослый должен относиться с благоговением к развитию жизни в ребенке, уважать его, давать развиваться таинственным силам, заложенным в его природе. Дисциплинированный человек — не угнетенный неподвижный молчун, а умеющий владеть собой, сообразующий свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Ребенка нужно учить двигаться, готовить не к школе, а к жизни. Привыкая к упражнению, ребенок учится выполнять простые социальные акты, сохраняя свою свободу. Детей учат различать добро и зло; деятельности, труду, активному добру, а не неподвижности, пассивности, послушанию. Наградой служит удовлетворение от ставшей доступной деятельности; наказанием — относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем, удобный стол с любимыми игрушками; при этом ребенок не лишается ласки воспитательницы). Уроки индивидуальны в соответствии с особенностями психики каждого отдельного ребенка. Они сжаты, просты, кратки. Ребенок должен обнаруживать самопроизвольную активность в отношении объекта. Ошибки не нужно исправлять сразу — нужно выждать благоприятный момент для вмешательства. Чаще ребенок сам контролирует свои ошибки, находит их причины и исправляет их.

Умственное воспитание Монтессори, по сути, подменила воспитанием органов чувств, для чего разработала соответствующий дидактический материал. В основу занятий были положены материалы и упражнения, взятые из практики работы с умственно отсталыми детьми. Система упражнений была направлена на выработку у детей определенных умений и навыков: различать предметы по форме, весу и цвету, узнавать разнообразные звуки и запахи. Цель занятий состоит в развитии сенсорных ощущений дошкольников («утончение чувств»). Для этой цели разработана система дидактических средств, с помощью которых осуществлялось это развитие чувств. Все средства, предлагаемые М. Монтессори, можно разделить на 2 группы.

1. Средства, рассчитанные на свободное манипулирование. Для воспитания тактильных чувств: гладко отполированная дощечка, разделенная на 2 равные части, одна из которых покрыта наждачной бумагой; такая же дощечка с полосками наждачной бумаги, чередующейся с гладкой поверхностью; дощечка, на которой наклеены 60 полосок бумаги, от грубой (наждачной) до атласной (меловой); коробочка со всевозможными тканями (лоскутками) от самых грубых до самых тонких и мягких. Кинестетика (ощущение мышечного напряжения) при определенном весе. Для развития слуховых чувств предлагает такие средства, как полые цилиндры, в которые насыпается одинаковое количество вещества: крупных камешков, фарфоровой дроби, мелких бобов, мелких кусочков дерева, риса, манной крупы. Цилиндры заклеены и при манипулировании издают звуки различных оттенков. В дополнение М. Монтессори предлагает инструменты, издающие музыкальные звуки: оркестровый металлофон, барабан, детское фортепьяно.

Страницы: 1 2 3 4 5


Понятие «темп речи» в различных аспектах изучения проблемы
Изучение литературы по лингвистике, психолингвистике, физиологии, медицине и логопедии показало, что темп речи слышащего человека довольно глубоко и разносторонне исследован (Жинкин Н.И., Архипов Г.Б., Выготский Л.С.). В зависимости от специфики той или иной области науки даются различные определения понятия «темп речи», раскрываются физ ...

Составляющие эвристической деятельности
Одной из основных отличительных черт человека является присущая только ему осознанная и целенаправленная деятельность, которая представляет активное взаимодействие человека с объектами окружающей действительности. Простым элементом деятельности служит действие, которое понимается как целесообразный законченный акт поведения человека, нап ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru