Использование художественного текста как средство приобщения к русской культуре на уроках русского языка

Структура образования » Культурологическая концепция преподавания русского языка » Использование художественного текста как средство приобщения к русской культуре на уроках русского языка

Страница 1

Современная концепция изучения русского языка и литературы в школе предполагает культурологический подход к организации обучения, что открывает перспективы для речевого развития и нравственного воспитания учащихся. Каждое новое поколение, равно как и отдельный читатель, по-своему воспринимает и оценивает художественное явление. И тем не менее есть некие общие законы прекрасного и вечного, лежащие в основе искусства словесности. В эпохи, когда происходит коренная ломка общественного устройства, меняются исторические идеалы, возникает ощущение нестабильности, утрачивается интерес или в корне становится иным отношение к проверенным временем эстетическим и литературоведческим ориентирам. Огромная ответственность возлагается на учителя-словесника, который обязан показать эти ориентиры, помочь учащимся в формировании эстетического вкуса (художественного, литературного, музыкального), теснейшим образом связанного с мировоззрением, моральными принципами, жизненными интересами, эстетическими идеалами личности. Главная суть развития чувства прекрасного состоит в том, что учитель-словесник должен попытаться пробудить ум ученика, приучив его наблюдать и делать выводы. И одно из средств для достижения этого - работа с текстами художественных произведений, которая должна еще и открыть творческое начало в неопытной душе ребенка, то есть помочь привить ему стремление к творческому созиданию посредством приобщения к искусству. Несомненно, в условиях современного нигилизма, когда все отвергается и низводится с пьедестала, очень трудно оставаться маяком, на который должны ориентироваться в этом туманном настоящем юные души. Но учитель должен помнить, что "лишь слову жизнь дана", значит, он обладает огромной властью в воспитании у подрастающего поколения чувства прекрасного, гордости и преклонения перед великим языком. Но как сделать так, чтобы это чувство возникло, как вызвать у детей интерес к учебе, к предмету, как научить их не только слушать, но и активно и самостоятельно работать?

На каждом уроке русского языка и литературы мы обращаемся к великим произведениям. "А что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира" (Л.Н. Толстой). И если ответить на вопрос, что это за люди, чем они должны обладать, то мы можем с уверенностью продолжить- "Способностью особенно сильно чувствовать не только свое время, но и чужое, не только свою страну, но и другие, не только себя самого, но и прочих людей" (И, А. Бунин).

Наиболее полным и всеобъемлющим является комплексный анализ текста, так как он обусловлен прежде всего самой природой художественного произведения как сложнейшей системой разноуровневых взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов структуры, разносторонних по содержанию и функциональным аспектам, многоплановых по идейно-эстетическим и словесно-образным свойствам художественного целого, вызванного авторским субъективным видением объективного мира. Вопросы и задания условно можно разделить на лингвистические и литературоведческие. Но деление это условное, так как анализ должен выработать своеобразный подход к художественному тексту именно как к произведению искусства и раскрыть "технологию" создания прекрасного.

Один из аспектов приобщения учащихся к национальной культуре посредством наблюдения над языком художественного произведения -анализ его на уроке развития речи. Нередко различные творческие задания завершают изучение тех или иных разделов и являются своеобразной демонстрацией знаний, навыков, которые были получены учащимися в процессе изучения. Исходя из "золотых" правил любого урока, когда должны быть выполнены познавательная, развивающая и воспитывающая функции, когда учителем ставятся определенные задачи различных уровней, особое значение приобретает подготовка к творческой работе, при которой происходит развитие творческого мышления, решение творческих задач. Поэтому так важно умело использовать естественное слияние всех сторон учебного процесса: обучения, воспитания и развития.

Страницы: 1 2 3 4


"Перестройка" и ее влияние на деятельность сети УК для детей и подростков
Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально - экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделяемых на нужды ...

Образная выразительность в рисунках детей среднего дошкольного возраста
На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности. Результаты анализов детских рисунков свидетельствуют о наличии у дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму предметов. Однако качества творческого рисунка оцениваютс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru