Основные методы и формы обучения в системе образовательных Интернет-ресурсов

Структура образования » Интернет-технологии в средней школе » Основные методы и формы обучения в системе образовательных Интернет-ресурсов

Страница 1

Обращение к формам и методам обучения следует начать с определения понятий. В данной работе форма организации обучения рассматривается как способ существования его содержания, реализуемый через специально организованную деятельность учеников и преподавателя, и как структура общения их в учебном процессе. Формы определяют проектирование, реализацию и рефлексию учебной и познавательной деятельности. Методы обучения рассматриваются как пути и способы управления соответствующей деятельностью учеников с целью формирования у них необходимых качеств. Методы являются средствами организации деятельности, при помощи которых преподаватель управляет последней и взаимодействует с учениками.

В соответствии с идеями Г. Песталоцци, образование понимается как творчество самого ученика, результат их собственных активных действий. Как известно, под активным обучением понимают использование форм, методов и средств, которые способствуют усвоению содержания образования не путем передачи ученику некой информации, а в процессе его собственной познавательной активности. Это побуждает к необходимости использования широкого спектра форм и методов обучения, которые предполагают творческую активность учеников и учебную деятельность, построенную по типу научного исследования.

Формы организации деятельности учеников весьма многообразны. Их разновидности могут быть рассмотрены в зависимости либо от продолжительности выступлений и сменяемости выступающих (это лекция, доклад, отличающиеся продолжительным монологическим выступлением, или беседа, дискуссия, конференция, для которых характерны поочередные выступления или высказывания), либо от количества участников группового процесса. Можно выделить фронтальную работу с группой из 10–12 и более учеников, работу с малыми группами, объединяющими от 4 до 7–8 учеников, и индивидуальную работу. Можно отметить, что работу учеников в малых группах, вне зависимости от используемых преподавателем методов, часто относят к активным формам обучения. Это не вполне корректно, так как форму организации учебной деятельности учеников необходимо рассматривать совместно с методами управления данной деятельностью. Практика показывает, что среди преподавателей Интернет-среды, инвариантно от целей образовательного процесса, распространены следующие методы обучения. Перечисляя их по степени нарастания активности и познавательной самостоятельности учеников, следует подчеркнуть наибольшую популярность первых двух из них. Содержание обучения может оставаться инвариантным при использовании различных методов обучения. Поэтому встает вопрос выбора адекватного метода для конкретного фрагмента содержания, от чего зависят темп и качество обучения.

Основным является объяснительно-иллюстративный метод или метод демонстрационных примеров с использованием объектов из изучаемых учащимися данного возраста предметов с постепенным нарастанием уровня детализации информационных моделей. Этот метод позволяет ученикам получить знания, представленные в учебной литературе, воспринять и осмыслить факты, оценки и выводы, оставаясь в рамках репродуктивного мышления. В случае различной подготовленности учеников данный метод требует от преподавателей минимальных психологических, интеллектуальных, эмоциональных и т.п. затрат и поэтому является весьма распространенным.

Репродуктивный метод связан с применением изученного на основе образца или правила. Деятельность учеников носит алгоритмический характер, т. е. организуется в соответствии с инструкциями и правилами, представленными в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Данные методы часто используются преподавателями благодаря своей простоте и очевидной возможности подготовить учеников к успешной сдаче экзамена. Упомянутая выше работа в малых группах, связанная с нахождением решения в соответствии с конкретным алгоритмом, позволяет усвоить механизм подхода, но не способствует развитию познавательной самостоятельности, креативных и рефлексивных способностей.

Метод проблемного изложения требует, чтобы представлению материала предшествовала постановка проблемы или формулирование познавательной задачи. Материал представляется через систему доказательств, сопоставление различных точек зрения или подходов, позволяющих определить способ решения поставленной задачи. Примером формы работы, соответствующей данному методу, может служить проблемная лекция или семинар-дискуссия, позволяющие ученикам формулировать и высказывать собственное отношение к обсуждаемой проблеме, доказывать или опровергать какие-то посылки.

Страницы: 1 2


Дидактические принципы, свойства и особенности использования компьютерных технологий в педагогическом процессе
Применение средств КТ в современном образовании основано на дидактических принципах, свойствах и особенностях их использования. Под дидактическими принципами понимают некоторые очевидные исходные положения, которым должен удовлетворять любой учебно-воспитательный процесс, т.е. аксиомы образования и обучения. Они понимаются как исходные п ...

Основные компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе
В современной психолого-педагогической литературе А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Г. М. Лякина, Г. Г. Петроченко, Т. В. Урунтаева и др. понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная гото ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru