Составляющие эвристической деятельности

Страница 2

Существенное значение в эвристическом поиске имеет интуиция (лат. — пристально смотрю). Интуиция — это способность непосредственного постижения возможного результата деятельности и путей его достижения без предварительного логико-эвристического рассуждения. Она связана как с накопленным опытом и знаниями, так и врожденными задатками, которые в совокупности определяют способность человеческого мозга совершать «скачки» в процессе познания.

Интуитивная деятельность представляет одно из проявлений эвристической, результаты которой появляются до того, как они будут обоснованны средствами логического вывода. Она является бессознательной формой психической деятельности, которая использует временно неосознаваемую и тем самым исключенную из активной работы сознания информацию. Интуиция играет вспомогательную роль в процессе познания действительности и не является принципиальным отклонением от обычных путей познания. За способностью «внезапно» угадывать результат или способ его получения на самом деле стоят накопленный опыт и приобретенные ранее знания.

Роль подсознания очевидна во всякой интеллектуальной деятельности — научной или учебной. Однако необходимо учитывать, что интуитивное познание представляет разновидность эвристической деятельности, поэтому может вырабатывать и ложные гипотезы.

Развитие интуиции связано как с индивидуальными особенностями интуитивного акта, так и с приобретением опыта и развитием общего интеллекта.

Перейдем к характеристике воображения как специфической функции мышления. Воображение, или фантазия, — это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Восприятие позволяет человеку создавать образы настоящего, память— прошлого, воображение как форма мышления позволяет это сделать в отношении будущего. Стремление заглянуть в будущее присуще человеку с момента его возникновения и обусловлено самой природой мыслительного процесса. Поэтому воображение — одно из условий продуктивного мышления. Воображение возникает в трудовой деятельности человека, которая без него не могла бы быть целесообразной и плодотворной, поскольку всякий процесс труда начинается с идеального представления о конечном результате.

Продуктом воображения является идеал как образ должного и мечта как образ желаемого.

Успех воображения зависит от глубины знания закономерностей развития интересующего объекта, от умения выявить направление дальнейшего развития этого объекта и от того, насколько ясно осознанна цель исследования. Таким образом, «специфическая функция воображения состоит в способности видеть действительность так, как она не может быть увидена при обычном восприятии».(24)

Рассмотренные свойства и функции воображения позволяют определить его место в эвристической деятельности человека. Прежде всего, само воображение выполняет эвристические функции, устанавливая связь между настоящим, существующим объектом и его состоянием в будущем, видоизмененном образе, который является целью. Таким объектом может выступать и учебная задача, преобразование которой происходит на основе воображения и результатом которого может стать гипотеза решения. Достаточно развитое воображение представляет основу последующего продуктивного мышления.

Т.о. эвристическая деятельность — это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, в основе которой находится не только логическое мышление, но и различные его эвристические формы (интуиция, воображение), в совокупности направленные на целесообразное изменение и преобразование информации, которое логическим путем не достижимо.

Страницы: 1 2 


Описание формирующего эксперимента и интерпретация его результатов
С целью определения эффективности театральной деятельности в ходе ликвидации излишней застенчивости у младших школьников, нами была проведена серия театрализованных занятий, направленных на формирование сценической речи, пластической выразительности, творческой деятельности, навыков коллективной работы. В Приложении 1 приведены сценарии ...

Предметно-развивающая среда как компонент единого образовательного пространства
В начале нового тысячелетия назрела насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Опора на естественнонаучные принципы при организации жизнедеятельности ребенка должна помочь в решении многих проблем современного образовательного учреждения. Это требует от педагога пересмо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru