Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Такое определение было дано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.Ф. Жаренкова) [26].
Р.Е. Левиной и сотрудниками разработана периодизация проявлений ОНР (общее недоразвитие речи): от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития. Каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и её предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста с ОНР [8].
Авторы периодизации считают, что 1-й уровень речевого развития характеризуется как "отсутствие общеупотребительной речи". Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название "безречевые дети", что не может пониматься буквально, поскольку такой ребёнок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов ("тина", "сина" - "машина"). При их воспроизведении ребёнок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звуко-слоговую структуру слова. Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребёнок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения – ударение, количество слогов, интонацию и т.д. ("тутя" - "рука"). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке ("киа"- "кофта", "свитер" и т.д.) Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними (например, слово "бика", произносимое с разной интонацией, обозначает "машина", "едет", "бибикает"). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребёнок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т.е. неязыковых) средств – жестов, мимики, интонации: вместо "дай куклу" ребёнок говорит "да" и сопровождает лепетное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо "не буду спать" произносит "ни тя", отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы. Рассмотрим это положение образцом описании игрушки (машины), составленного по наводящим вопросам: "Маня. Бика. Сены. Бика". (Маленькая. Машина. Едет. Колесо Чёрное. Бибикает).
Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов ("в", "на", "под" и т.д.), грамматических категорий единственного и множественного числа ("дай ложку" и "дай ложки"), мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени рода глаголов и т.д. Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на 1-ом уровне малопонятна окружающим и имеет жёсткую ситуативную привязанность.
Дети с 1-м уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2, 5 -3 летнего возраста в специальных ясельных группах или яслях-садах для детей с общим недоразвитием речи [26].
Оперантное формирование условного рефлекса
Этот процесс, который гораздо более приложим к обучению человека, связывается с именем американского психолога Скиннера (B.F. Skinner). Типичный эксперимент Скиннера выглядит следующим образом. (а) Сконструирована специальная клетка, на одной стенке которой имеется рычаг, а на другой — ящичек для корма. Если надавить на рычаг, в кормушке ...
Особенности и методические аспекты формирования основ толерантности у детей
старшего дошкольного возраста
С самого рождения ребенок включается в систему социальных связей и приобретает определенный социальный опыт, который усваивается на протяжении всего детства и является доминирующей стороной в развитии личности. Характер взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении всей жизни, приобретая форму т ...