Проблема психодиагностики готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

Структура образования » Оценка готовности детей к школьному обучению » Проблема психодиагностики готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Могут быть следующие цели, преследуемые при диагностике готовности к школе:

1) понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их "зоной ближайшего развития", что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению.

Последнее возможно лишь только по отношению к детям шестилетнего возраста, обучающимся по программе 1−4. Психологические исследования показали, что обучение с шести лет возможно только при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С шестилетками, не готовыми к школе, необходимо заниматься по специальным развивающим психологическим программам, и лишь по истечении года начинать их обучение с семи лет.

По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

Принято определять готовность к обучению ребёнка в школе по комплексу факторов, которые характеризует его физическое, функциональное и психическое состояние. Исходя из вышесказанного, можно выделить отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, речевую, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую. психологический обучение школа дети

Под физической готовностью понимается общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормы физического развития мальчиков и девочек 6−7 летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: нормальное физическое развитие и координация движений. Готовность по этому критерию предполагает: достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой. По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей. Выделяют пять групп детей.

Первая группа − это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдений, а также имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья. Число таких детей, поступающих в первый класс сокращается из года в года и сейчас в среднем составляет около 20%.

Вторая группа - или "угрожаемые дети", т.е. дети, с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенный заболеваемости, имеющие различные функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической зрелости органов и систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную и тревожную категорию, поскольку даже незначительные нагрузки могут привести к резкому ухудшению состояния их здоровья и развитию хронических заболеваний. С другой стороны, именно эти дети, как правило, выпадают из-под систематического врачебного наблюдения, равно как учителей и родителей, поскольку школьник с функциональными нарушениями считается "практически здоровым". Дети, относимые ко второй группе здоровья составляют абсолютное большинство − 66% и в связи с вышесказанным это еще в большей степени усугубляет проблему.

Страницы: 1 2 3 4 5


Цели обучения орфографии
Правописание и его нормы являются обязательным атрибутом письменной формы немецкого литературного языка и объединяют нормы орфографии и пунктуации. Целью изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность– умение применять изученные в школьном курсе ...

Типы современного общения детей и родителей
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. 1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Это наиб ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru