Оценка готовности детей к школьному обучению

Структура образования » Оценка готовности детей к школьному обучению

Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной психологии. Особенно широко эта проблема встала в нашей стране в связи с переходом к обучению в школе с 6 лет. Ей посвящено множество исследований и монографий В. С. Мухина, Е. Е. Кравцова, Г. М. Иванова, Н. И. Гуткина, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова и др.

Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе — важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению. Понятие психологической готовности суммирует важнейшие с позиции успешного школьного обучения качественные показатели психического развития ребенка, поступающего в I класс.

Переход к школьному обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни ребенка, в системе его отношений с окружающими людьми. Впервые центральное место в жизни ребенка занимает общественно значимая учебная деятельность. В отличие от привычной для ребенка свободной игровой деятельности учение носит обязательный характер и потребует от первоклассника самого серьезного и ответственного отношения. Как ведущий вид деятельности, учение перестраивает весь ход повседневной жизни ребенка. Значительно повышаются требования к самостоятельности и организованности ребенка, его исполнительности и дисциплинированности. По сравнению с дошкольным детством мера личной ответственности школьника за свои поступки, за выполнение обязанностей становится намного выше. Качество учебной работы школьника постоянно оценивается учителем, и эта оценка во многом обуславливает отношение к нему окружающих: родителей, сверстников.

Новое положение школьника создает особую моральную направленность его личности. Учение начинает осознаваться ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в трудовой жизни людей, за которое он несет ответственность перед всей страной.

Объект исследования: Психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной педагогике и психологии.

Предмет исследования: Основные компоненты психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Цель исследования: Обосновать основные компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи исследования:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

2. описать основные компоненты психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

3. выявить проблемы психодиагностики готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: решение проблемы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе возможно при формировании взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированность механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Наибольшее распространение при диагностике психологической готовности дошкольника приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта.


Экологическое воспитание дошкольников - составная часть нравственного воспитания
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ...

Драматизация как сценический метод преподавания
Вопрос о сценических методах преподавания (драматизации учебного материала) поднимался в педагогических изданиях на рубеже XIX—XX вв. Первыми внедрили метод драматизации студенты Гарвардского университета, занимавшиеся во «Французском кружке» (1888). Интерес к изучению иностранных языков в Америке зародился и вырос главным образом благод ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru