Методика формирования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

При знакомстве дошкольников с названиями и последовательностью месяцев целесообразно использовать сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев».

В подготовительной к школе группе у ребенка развивают «чувство времени», учат беречь его, соблюдать режим, что очень важно школьнику. Для этого полезно упражнять ребенка в дифференцировании длительности различных временных интервалов: одна минута, десять минут, один час и др., давать задания типа «Что ты можешь успеть сделать за одну минуту (десять минут, один час)?» и т. п.

Можно организовать увлекательные занятия и игры с календарем, познакомить детей с часами (в том числе песочными) и циферблатом, научить определять время по часам с точностью до одного часа, устанавливать время на макете часов с циферблатом, определять по ним, кто из сказочных героев раньше (позже) проснулся, лег спать, добрался до финиша и т. д. (6, 76).

В развитии у детей пространственно-временных представлений особо широко необходимо применять такие средства, как модели и моделирование. В современных исследованиях имеют место разные подходы к определению сущности моделирования.

• моделирование рассматривается как общелогический метод познания;

• как вид знаково-символической деятельности;

• как общая интеллектуальная способность.

Одна из наиболее распространенных классификаций моделей подразумевает деление на два основных класса: материальные модели, назначение которых состоит в физическом воспроизведении действительности, и идеальные модели, с которыми, даже при воплощении их в материале, все преобразования осуществляются мысленно (образные, знаковые). В психологических работах модель определяют как особый вид знака и моделирование трактуют как один из видов знаково-символической деятельности

Изучение психологических предпосылок овладения моделированием и его генезиса в дошкольном детстве привело к определению моделирования как общей интеллектуальной способности (Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, С.Л. Лоренсо, А.М. Сиверио и др.). В основе данной интеллектуальной способности лежит овладение детьми практическими действиями замещения, использования моделей, моделирования. Наглядное моделирование выступает средством ориентировки детей в действительности, обобщения, планирования и контроля действий и составляет одну из форм опосредования, которыми овладевают дошкольники. Л.А. Венгер отмечал, что наглядно-образное мышление дошкольников опосредуется наглядным моделированием, в котором в условно-семантической форме отражаются различного вида отношения. Источником развития моделирования является детская деятельность, которой свойственна моделирующая направленность.

Влияние модели на развитие пространственно-временных представлений состоит в:

• повышении системности, глубины и обобщенности формируемых представлений о свойствах, более дифференцированном их восприятии, запоминании эталонов;

• активизации самостоятельного непосредственного и опосредованного обследования объектов;

• повышении детской самостоятельности, проявляющейся в более автономном выполнении задания, детском экспериментировании с элементами модели и объектами, снижении количества обращений ко взрослому и изменении мотивации (Л.А. Венгер, А.М. Вербенец).

Вывод. Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста пространственно-временных представлений обеспечивает решение образовательных и воспитательных задач, таких как воспитание организованности, ответственности и внимательности друг к другу. Основными средствами развития у детей пространственно-временных представлений являются занятия по математике, наблюдения, игры и упражнения.

Страницы: 1 2 


Пути совершенствования традиционной концепции обучения
Чем объясняется низкая эффективность существующей системы (традиционного) обучения? Эта система имеет следующую, всем известную структуру: · содержание · организация · методика Методика, которая в первую очередь интересует нас в данном случае, предназначена для оптимального построения, учебного процесса, чтобы предписанное программой сод ...

Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
По словам Р.И. Лалаевой и Н.В.Серебряковой [23], дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru