Пути совершенствования традиционной концепции обучения

Структура образования » Современные психолого-педагогические концепции обучения » Пути совершенствования традиционной концепции обучения

Страница 1

Чем объясняется низкая эффективность существующей системы (традиционного) обучения?

Эта система имеет следующую, всем известную структуру:

· содержание

· организация

· методика

Методика, которая в первую очередь интересует нас в данном случае, предназначена для оптимального построения, учебного процесса, чтобы предписанное программой содержание обучения при существующей организации учебных занятий наилучшим образом было усвоено учащимися.

При этом под «усвоением» содержания учебных программ обычно принято понимать запоминание знаний. А что касается, их применения на практике, т.е. формирование умения пользоваться полученными знаниями в жизни, то эту задачу перед обучением всерьез никогда не ставили. Молчаливо предполагается, что этому научит сама жизнь.

Тем не менее, всегда считалось необходимым связывать учебу с практикой, теорию с жизнью, для чего рекомендуют проводить практические занятия, но на них удается лишь фрагментарно показать принципиальную возможность использовать теоретические знания на практике, ибо на большее времени никогда и ни в каком учебном заведении не хватает.

Если провести психологический анализ ТО, то можно выявить следующие причины «потери информации»:

1 причина:при сообщении знаний обучаемому не все понятно (педагоги обычно успокаивают: сейчас «мол, трудно понять, но потом, пройдя такие же темы вы все поймете)

2 причина:трудность запоминания (даже частичное забывание ведет к разрыву причин и следствия, нарушает целостность знаний)

3 причина:забывание

4 причина:часть знаний, оказывается неприменимой, настолько они бывают, далеки от реальной практики

Обучение действиям подлинно обучению знаниям, а сам процесс приобретения знаний прочно отделен и далеко удален от процесса применения знаний.

Следовательно, давать человеку знания – это еще вовсе не значит научить его действовать в соответствии с этими знаниями.

Возникает вопрос: как же сделать так, чтобы все сообщаемые знания были полезны для дела, могли быть использованы в практической деятельности?

Чем объясняется низкая эффективность существующей системы обучения? Рассмотрим основные недостаткитрадиционного обучения,

известные еще со времен Древнего Вавилона, от которых человечество постоянно пытается освободиться, но до сих пор вынуждено в принципе сохранять созданную тогда систему обучения.

Эта система имеет следующую, всем известную структуру: содержание, организация и методика. Методика, которая в первую очередь интересует нас в данном случае, предназначена для оптимального построения учебного процесса, чтобы предписанное программой содержание обучения при существующей организации учебных занятий наилучшим образом было усвоено учащимися (школьниками, студентами, слушателями курсов, академий и институтов повышения квалификации и т.д.).

При этом под "усвоением" содержания учебных программ обычно принято понимать запоминание знаний. А что касается их применения на практике, то есть формирования умения пользоваться полученными знаниями в жизни, то эту задачу непосредственно перед обучение всерьез никогда не ставили. Молчаливо предполагается, что этому научит сама жизнь, или, говоря иначе, эта задача выносится за пределы системы обучения, в том числе системы подготовки практических работников - кадров руководителей, юристов, учителей, инженеров, водителей, операторов, рабочих-станочников, наладчиков станков-автоматов и т.д. Те мне менее, всегда считалось необходимым связывать учебу с практикой, теорию с жизнью, для чего обычно рекомендуют проводить практические занятия (семинары-практикумы, "деловые игры", упражнения на решение задач по применению изучаемой теории к практическим ситуациям и т.п.). Но на них удается лишь фрагментарно, иллюстрациями на отдельных примерах показать принципиальную возможность использования теоретических знаний на практике, ибо на большее времени никогда и ни в каком учебном заведении не хватает. Поэтому учебный процесс имеет сейчас такую структуру:

Страницы: 1 2 3 4 5


Графика и ее выразительные возможности
Основными изобразительными средствами рисовальной графики являются линия, штрих, пятно, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия – это след от движения точки на плоскости, одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики. Она может быть са ...

Цель, задачи формирования санитарно-гигиенической культуры и содержание учебного материала
Установлено, что методика преподавания учебной дисциплины – это часть педагогической науки, исследующая закономерности обучения конкретной общеобразовательной области. Основной компонент методики – содержательный. Он тесно связан с целями обучения предмету и определяет процессуальный компонент – формы, методы и средства обучения. Важным ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru