Современные психолого-педагогические концепции обучения

Структура образования » Современные психолого-педагогические концепции обучения

На наш взгляд, изменение социального заказа общества требует изменения целей образовательной деятельности специалистов: кроме функций трансляции знаний должны реализовываться функции развития, которые предусматривают подготовку будущих специалистов, обладающих инновационным мышлением, способностями к эффективной профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо использовать новые педагогические технологии, позволяющие развивать у каждого учащегося необходимые для работы компетенции.

Важнейшей составляющей процесса обучения при использовании новых педагогических технологий становится личностно-ориентированный подход. В центре внимания этого подхода - уникальная, неповторимая, целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей и способностей. Своеобразие построения процесса обучения заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее полноценное развитие в соответствии с природными способностями.

Все учащиеся разные: у них различные возможности, интересы, склонности и способности, потребности и мотивы, темпераменты. Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении учащихся учреждений образования, преподаватели пытаются применять различные методы, формы, приемы для проведения занятий, используют новые педагогические технологии, создавая условия самовыражения и самоактуализации каждого учащегося, атмосферу сотрудничества.

Но не все в работе преподавателей идет благополучно. Чтобы устранить трудности в использовании новых педагогических технологий, выделим ведущие идеи, которые основаны на концепции развивающего обучения. Вне деятельности нет развития; следовательно, процесс обучения необходимо проектировать и организовывать таким образом, чтобы в активной позиции был не только преподаватель, но и каждый учащийся группы.

Учащийся в учебном процессе должен быть субъектом, а не объектом. Он должен уметь ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности. Учащийся становится субъектом учебного процесса лишь на основе таких личностных качеств, как активность, самостоятельность и общение (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов).

Знание учащимися их собственных возможностей и результатов учения - есть обязательное условие их дальнейшего развития.

Обучение должно опережать развитие. Только то обучение является опережающим, которое опирается на «зону ближайшего развития». Идея о «зоне ближайшего развития» была выдвинута Л.С. Выготским. Она получила дальнейшее развитие в исследованиях Л.В. Занкова. Суть ее заключается в том, что учащийся должен испытывать необходимость в преодолении посильных трудностей, мыслительных затруднений, потребность в овладении новыми способами действий, а для этого следует создавать противоречие между его потребностями и возможностями.


Рекомендации родителям по формированию интеллектуальной готовности ребенка к школе
Перед поступлением в школу ребенок должен обладать следующими навыками: ü Умением самостоятельно обслужить себя; ü Обладать навыком общения с другими детьми и с взрослыми; ü Уметь подчиняться правилам и требованиям; ü Быть способным сосредотачиваться на одном занятии не менее 20 минут. У детей, посещавших ДОУ, адаптац ...

Характеристика ситуационной игры её значение формировании санитарно-гигиенической культуры учащихся
Перестройка общего среднего образования ставит перед современной школой ряд важных задач: обеспечение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, умениями применять их в жизни и на практике формирование научного мировоззрения, трудового и политехнического образования, экологического воспитания школьников. Реализация этих задач в о ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru