Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: недоверие и критиканство по отношению к старшему поколению, иногда открытое противодействие. «Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое – физиологическое и половое – созревание завершилось, но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность».
Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание новой семьи.
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, какова роль и функция преподавателя в жизни старшего школьника – старший товарищ, прямым образом влияющий, в первую очередь, на формирование жизненной позиции, развитие самостоятельности, выбор профессии. Но следует забывать и том, что обучение старшеклассников это достаточно сложная деятельность, ведь у учеников к этому возрасту повышается не только потребность к новым знаниям, но и критическое восприятие получаемой информации. «Психологические исследования, проводимые в средних школах, свидетельствуют об уменьшении количества одаренных учащихся с 25% в младших классах до 3-4% в старших классах».
В статье Т.В. Шальневой следующим образом описывается успешная тактика обучения старшеклассников: обучение старшего школьника должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врожденный свойств ребенка. В центре разработки содержания образования должен стоять не многоопытный взрослый, с какими – то заранее заготовленными планами и программами обучения, а одаренный старшеклассник с его собственными, индивидуальными желаниями и, интересами и потребностями.
Старшеклассник сам должен определять как качественные, так и количественные параметры обучения. На практике это означает, что не взрослый (педагог, родители и др.) должен диктовать чему и как учить, а взрослый и сам старшеклассник, исходя из склонностей, интересов и потребностей последнего, должен определять содержание обучения. Содержание должно быть максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся. Таким образом, можно придать обучению естественный характер, сделать для подростка школу местом общественной жизни, а учебную деятельность - средством реализации и развития индивидуальных, личностных особенностей.[24]
Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы, касающиеся педагогического творчества.
1. Педагогическое творчество – это одна из разновидностей творческой деятельности, подчиняющаяся всем общим законам творчества, базирующаяся на тех же психологических основах.
2. Педагогическое творчество – это деятельность с широким спектром применения, касающаяся всех сторон учебно-воспитательной деятельности.
3. Педагогическое творчество требует не только соответствующей теоретически – практической базы, но и собственно психологической готовности преподавателя как личности.
4. Возможности и аспекты применения педагогического творчество варьируются в зависимости от возраста учеников.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом [41]. В группу с общим недоразвитием речи объединяются дети с различными ноз ...
Специфические особенности музыкального образования Донского края
Культура донского казачества уникальна, как уникальна сама социальная общность, ее породившая. Она появилась благодаря сплаву многих элементов очень разных культур - славянской, монгольской, тюркской, греческой, армянской и др. Самая крупная жемчужина в сокровищнице донских казаков - это донской фольклор. На Дону не возникло новых жанров ...