Историческая значимость социологии как науки

Страница 1

Простое указание на то, что социология - это наука об обществе, ещё не даёт ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включённость в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства всё более сложных сообществ (от племён до государства) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционировать» представления об устройстве общества, как объекта управления и о природе человека, как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит. Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить своё предназначение.

Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обуславливают необходимость рассматривать его в качестве социальной системы и обеспечивать соответствующий подход к его изучению. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение содержания понятия «социальное». Объектом большинства общественных наук является не всё общество, а та или иная его сторона. Социальная жизнь общества - это область взаимосвязей и взаимодействий между более или менее широкими общностями людей, а социология выступает как наука о взаимодействии и поведении людей в среде себе подобных. В общественной жизни нет таких явлений и процессов, которые бы не изучались социологией, тем не менее, она изучает не всё общество, а только его социальные связи, отношения и закономерности.

В ходе демократического и рыночного реформирования российского общества в нём происходят серьёзные социально-структурные изменения.

Необходимость изучения социологии определяется, прежде всего, возрастанием роли и значением этой науки в современных условиях.

Во-первых - наша страна переживает период глубокого реформирования всех сторон жизни общества. В этих условиях особенно актуально теоретически, политически и практически значимо тщательное изучение и использование тенденций и закономерностей развития и функционирования общества как целостного организма, механизма их действия и взаимодействия, что связано, прежде всего, с социологией. Сегодня, не подлежит сомнению, что если бы проводимые у нас реформы были бы научно обоснованы, а их последствия и ход серьёзно спланированы, то результаты могли бы быть совершенно другими, менее болезненными и более плодотворными. Во-вторых, современный этап развития нашего общества свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сферы общественной жизни. В-третьих, одной из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего общества на современном этапе является формирование гражданского общества.

Без этого невозможно ни эффективное развитие экономики и уверенный выход из глубокого кризиса, ни утверждение правового государства. Всё это выдвигает на первый план социологические исследования общества. Сама общественная жизнь, особенно в период её преобразований и кризисов, выдвигает перед социологией новые социальные проблемы и задачи, но и исследования социологов, достижения социологической науки способны оказывать серьёзное положительное влияние на развитие общества. Уже сам факт сосредоточения внимания социологов на исследовании определённых явлений и процессов заставляет общество обратиться лицом к этим вопросам, начать практическое их решение. Например, в первую чеченскую компанию установленный социологами факт, что подавляющее большинство населения России выступает против войны в Чечне, сыграл не последнюю роль в переходе к переговорному процессу и прекращению военных действий.

Страницы: 1 2 3 4 5


Семейные ценности единственных детей
Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами подросткового возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение юношей определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренн ...

Понятие, принципы, история социальной педагогики
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов: pais, paidos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает "ведущий дитя", или "детоводитель". По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru