Совершенствование каллиграфического письма младших школьников как основы успешного формирования общеучебных навыков на уроках русского языка

Структура образования » Совершенствование каллиграфического письма младших школьников как основы успешного формирования общеучебных навыков на уроках русского языка

Все мы с детства помним о "минутках чистописания" в начальной школе. В некоторых школах чистописание является предметом школьного преподавания обучения красивому письму.

Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.

Что случилось с почерком? Почему так много ошибок? Почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе? Эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей.

Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25 – 30%. Причем, это дети, которые имеют не проходящие трудности обучения. Трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы. Причин для возникновения этих трудностей предостаточно: и чисто педагогические, и медицинские, и физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто "не видит", как и когда начинаются многие трудности, еще чаще – пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата. Еще чаще жестокость требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома приводят к серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка.

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние могут оказать на формирование и совершенствование общеучебных навыков, а также на развитие ребенка его возрастные особенности.

Таким образом, проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Она заинтересовала и нас.

Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

В связи с проблемой исследования выдвигается гипотеза: процесс формирования общеучебных навыков младших школьников будет успешным, если учитель:

- знает психофизиологические и возрастные особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма;

- осознает важность педагогических принципов, методов и приемов обучению письму;

- имеет представление об исторических методах обучения чистописанию;

- знает различные системы работ по формированию каллиграфических навыков;

- выбирает эффективные приемы обучения каллиграфическим навыкам;

- анализируют графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.

Объектом исследования выступил процесс организации уроков обучения грамоте в первом классе МОУ "Кокошеевская ООШ" с целью совершенствования каллиграфического письма детей, для повышения уровня сформированности общеучебных навыков.

Предметом исследования определена технология (система заданий, упражнений, методов, приемов) приобщения в доступной форме к работе на уроках обучения грамоте первоклассников.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, объектом и предметом исследования определена цель выпускной квалификационной работы: изучить традиционные и альтернативные методы и приемы по формированию каллиграфического письма, продемонстрировать их возможности в совершенствовании общеучебных навыков учащихся, без которых немыслима полноценная организация учебной деятельности, а так же изучение русского языка и других школьных дисциплин.

Из названной цели вытекают следующие задачи:

1) изучить и проанализировать психолого – педагогическую и научно – методическую литературу;

2) дать представление о каллиграфии как науке, необходимой для формирования общеучебных навыков у учащихся;

3) рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологических, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младших школьников;

4) выяснить и оценить современное раскрытие формирования каллиграфических навыков в методической науке;

5) рассмотреть методику работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников на примере традиционных и альтернативных систем обучения письму;

6) проанализировать типичные причины графических ошибокпри овладении каллиграфическими навыками, предложить способы их предупреждения и исправления;

7) проанализировать состояние уровня сформированности каллиграфических и общеучебных навыков учащихся первого класса, наметить пути оптимизации работы по их совершенствованию и реализовать во время прохождения практики;

8) обобщить результаты опытно – экспериментальной деятельности;

9) сформулировать методические рекомендации по теме исследования.

Новизна представленной работы, ее теоретическая и практическая значимость состоят в раскрытии научных и педагогических методов и приемов, психофизиологических и возрастных особенностеймладших школьников, исторических аспектов обучения каллиграфическому письму, направленных на формирование и совершенствование общеучебных навыков у учащихся, необходимых для осуществления успешной учебной деятельности на уроках русского языка.

В работе используются следующие методы исследования:

1. теоретические:

- анализ психолого – педагогической и научно – методической литературы;

- теоретический анализ реального уровня общеучебных умений у учащихся 1 класса МОУ "Кокошеевская ООШ";

- разработка системы упражнений и приемов совершенствования каллиграфического письма;

- анализ формирующей деятельности;

- обобщение результатов экспериментальной работы.

2. практические:

- наблюдение;

- беседа;

- диагностирование;

- контрольный срез.

Этапы исследования:

1) поисково – теоретический;

2) опытно – экспериментальный;

3) заключительно – обобщающий.

Вышеназванные цели и задачи, гипотеза исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Понятие, принципы, история социальной педагогики
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов: pais, paidos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает "ведущий дитя", или "детоводитель". По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называ ...

Значение и место внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе
Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работы. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологич ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru