Описание методов и процесса исследования

Страница 1

Правильный выбор профессии старшеклассниками предполагает наличие профессиональной пригодности, которую можно определить как соответствие личных интересов, склонностей и способностей школьника требованиям профессии.

Ведущими компонентами в структуре профессионального самоопределения являются такие качества личности, как интересы, склонности и некоторые индивидуальные свойства личности.

Экспериментальное исследование гендерных особенностей профессионального самоопределения проводилось на базе СОШ №10. Выборка составила сорок человек, из них двадцать девушек и двадцать юношей.

Исследования проводились в три этапа:

- на первом этапе была определена база исследования, подобран психодиагностический материал, сформулированный из задачи практического исследования;

- на втором этапе проведено собственное экспериментальное исследование с помощью четырех методик;

- на третьем этапе полученные результаты были подвергнуты статистической обработке и качественному анализу интерпретации.

Для выявления гендерных различий в профессиональном самоопределении нами был использован комплекс психодиагностических методик:

1. Методика «Определение профессиональных склонностей» (Л.А. Йовайши).

Методика позволяет определить склонность к тому или иному виду деятельности. В ходе проведения данной методики испытуемому предлагалось указать, какому из двух ответов на вопрос отдается предпочтение. Внести ответ в соответствующую клетку листа ответов. Свои ответы оценить баллами от ноля до трех. Для обработки результатов необходимо подсчитать сумму баллов по каждому из столбцов листа ответов. Показатели, относящиеся к соответствующим столбцам листа ответов, характеризуют:

А – склонность к работе с людьми;

Б – склонность к работе умственного характера;

В – склонность к работе на производстве;

Г – склонность к эстетике и искусству;

Д – склонность к подвижным видам деятельности;

Е – склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности. (Приложение А).

2. Методика – дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов). [52].

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков "+". Название типов профессий по столбцам:

1. "человек-природа" — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2. "человек-техника" — все технические профессии;

3. "человек-человек" – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4. "человек-знак" — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. "человек-художественный образ" — все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

3. Методика – мотивы выбора профессии опросник (Р.О. Овчарова).

Данная методика позволяет определить мотивы выбора профессии старшеклассниками. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

4. Методика – анкета «Мотивы профессионального самоопределения старшеклассников».

Разработанная нами анкета направлена на изучение мотивов выбора профессии старшеклассниками с целью выявления гендерных различий в профессиональном самоопределении.

Анкета состоит из восьми вопросов, которые помогают нам выяснить, чем сегодня руководствуется молодежь при выборе профессии (это задание требуется проранжировать); перспективы в трудовой сфере, которые отразятся на жизненных планах учащихся; каким образом они хотят достичь своих целей; хотят ли юноши и девушки продолжить семейную династию; что предпочтут, если окажутся перед выбором: семейное благополучие или карьеру. Кроме того, важным для нас является вопрос о том, кто повлиял на выбор профессии.

Страницы: 1 2


Формирующий эксперимент
На втором этапе эксперимента – формирующем – уточнялась гипотеза исследования, рассматривались основные положения курса геометрии в рамках компьютерного обучений; были разработаны входной и выходной контроли для определения уровня знаний, умений и навыков в начале и конце изучаемых тем с целью оценки степени усвоения знаний в процессе об ...

Аппликация как средство эстетического воспитания
Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru