Особенности смены форм общения и ведущих деятельностей в дошкольном возрасте

Структура образования » Особенности учебной деятельности детей с проблемами в развитии » Особенности смены форм общения и ведущих деятельностей в дошкольном возрасте

Страница 2

На основании изучения сформированности действий самоконтроля у дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками были получены нижеприведенные результаты (У.В. Ульенкова, 1994).

В качестве тестового задания была выбрана групповая форма выполнения графического диктанта как модели учебного задания. В течение 15 мин дети должны были писать простым карандашом на тетрадном листе в одну линейку системы палочек и черточек, соблюдая следующие правила:

1) писать палочки и черточки в определенной, предложенной им последовательности;

2) не писать на полях;

3) правильно переносить знаки с одной строчки на другую;

4) писать не в каждой строчке, а через одну.

В качестве оценочных критериев были использованы следующие признаки сформированности действий самоконтроля на каждом из этапов предложенного задания:

степень полноты принятия задания (полностью, частично, не принимает совсем);

степень полноты сохранения задания до конца (во всех компонентах, частично, полностью теряет задание);

качество самоконтроля по ходу выполнения задания (замечает ошибки, исправляет, не исправляет);

качество самоконтроля при оценке результата деятельности (старается проверить свою работу и тщательно проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не проверяет и сразу отдает взрослому).

Таблица 1. Распределение дошкольников по уровням игровой деятельности (в %)

Тип игры

Количество детей

нормально развивающиеся

с ЗПР

умственно отсталые

Манипулятивно-процессуальная

0

13,2

80

Процессуальная с элементами сюжета

0

34,0

20

Сюжетно-ролевая

40

52,8

0

Игры по правилам

60

0

0

учебный дети проблема развитие

В соответствии с данными критериями было выделено пять уровней сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности дошкольников (в направлении от высшего к низшему):

первый (характерен для 20,4% нормально развивающихся дошкольников (н.р.д.), среди детей с ЗПР этот уровень не наблюдается). По всем показателям — максимальное выполнение;

второй (48,6% — н.р.д. и 7,7% — ЗПР). Задание полностью принимается и сохраняется, но ребенок допускает некоторые ошибки на те или иные правила, не замечает и не устраняет их; при общем стремлении получить хороший результат качество работы не беспокоит;

третий (22,8 % — н.р.д. и 32,8 % — ЗПР). Принимается лишь часть инструкции, да и та сохраняется в неполном объеме, в результате палочки и черточки пишутся без соблюдения заданного алгоритма, к полученному результату равнодушен и не стремится проверить и улучшить качество выполненной работы;

четвертый (7,2% — н.р.д и 49,6% — ЗПР). Инструкция теряется почти сразу же, палочки и черточки пишутся в случайном порядке, ошибок не замечает, к результату деятельности полностью равнодушен;

Страницы: 1 2 3


Прогнозирование развития системы образования
Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого капитала и эффективность функционирования экономики ...

Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов
Младший школьный возраст. Так, как главным образом говоря о педагогическом творчестве, мы имеем в виду его применение в школьном образовании. Поэтому мы предоставим три основных характеристики психического развития детей: младший школьный, подростковый и старший школьный возраст. Киршин А.И., приводя общую характеристику детей младшего ш ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru