На основании изучения сформированности действий самоконтроля у дошкольников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками были получены нижеприведенные результаты (У.В. Ульенкова, 1994).
В качестве тестового задания была выбрана групповая форма выполнения графического диктанта как модели учебного задания. В течение 15 мин дети должны были писать простым карандашом на тетрадном листе в одну линейку системы палочек и черточек, соблюдая следующие правила:
1) писать палочки и черточки в определенной, предложенной им последовательности;
2) не писать на полях;
3) правильно переносить знаки с одной строчки на другую;
4) писать не в каждой строчке, а через одну.
В качестве оценочных критериев были использованы следующие признаки сформированности действий самоконтроля на каждом из этапов предложенного задания:
степень полноты принятия задания (полностью, частично, не принимает совсем);
степень полноты сохранения задания до конца (во всех компонентах, частично, полностью теряет задание);
качество самоконтроля по ходу выполнения задания (замечает ошибки, исправляет, не исправляет);
качество самоконтроля при оценке результата деятельности (старается проверить свою работу и тщательно проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не проверяет и сразу отдает взрослому).
Таблица 1. Распределение дошкольников по уровням игровой деятельности (в %)
Тип игры |
Количество детей | ||
нормально развивающиеся |
с ЗПР |
умственно отсталые | |
Манипулятивно-процессуальная |
0 |
13,2 |
80 |
Процессуальная с элементами сюжета |
0 |
34,0 |
20 |
Сюжетно-ролевая |
40 |
52,8 |
0 |
Игры по правилам |
60 |
0 |
0 |
учебный дети проблема развитие
В соответствии с данными критериями было выделено пять уровней сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности дошкольников (в направлении от высшего к низшему):
первый (характерен для 20,4% нормально развивающихся дошкольников (н.р.д.), среди детей с ЗПР этот уровень не наблюдается). По всем показателям — максимальное выполнение;
второй (48,6% — н.р.д. и 7,7% — ЗПР). Задание полностью принимается и сохраняется, но ребенок допускает некоторые ошибки на те или иные правила, не замечает и не устраняет их; при общем стремлении получить хороший результат качество работы не беспокоит;
третий (22,8 % — н.р.д. и 32,8 % — ЗПР). Принимается лишь часть инструкции, да и та сохраняется в неполном объеме, в результате палочки и черточки пишутся без соблюдения заданного алгоритма, к полученному результату равнодушен и не стремится проверить и улучшить качество выполненной работы;
четвертый (7,2% — н.р.д и 49,6% — ЗПР). Инструкция теряется почти сразу же, палочки и черточки пишутся в случайном порядке, ошибок не замечает, к результату деятельности полностью равнодушен;
Прогнозирование развития системы образования
Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого капитала и эффективность функционирования экономики ...
Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов
Младший школьный возраст. Так, как главным образом говоря о педагогическом творчестве, мы имеем в виду его применение в школьном образовании. Поэтому мы предоставим три основных характеристики психического развития детей: младший школьный, подростковый и старший школьный возраст. Киршин А.И., приводя общую характеристику детей младшего ш ...