Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Структура образования » Исследование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 2

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

А) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок: -с, -на, -по, -про.

Б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -во-.

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

Работу над словообразованием глаголов необходимо осуществлять в такой последовательности:

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом по значению (пришел, приехал). При этом подбираются слова с одинаково звучащими аффиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом (противоположности, приближения, удаления, пересечения).

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например приставка при- означает приближение, приставка пере- означает пересечение чего – то).

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).

7. Самостоятельное образование детьми слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования глаголов широко используется прием сравнения. Сравнение проводится в двух планах:

-сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

-сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается акцент на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава слова используются графические схемы слов. При этом в начале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

Таким образом, можно предположить, что анализ языковых явлений у детей с ОНР и, в частности, особенностей словообразования глаголов, а также построение логопедической работы с учетом выявленных в каждом конкретном случае специфических трудностей позволит повысить эффективность работы по формированию грамматически правильной речи у детей данной группы.

Анализ литературы по проблеме формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи позволил сделать вывод, что в современной логопедии большое значение придается системному подходу в изучении и преодолении данного речевого расстройства. Исходя из такой научной позиции, крайне важной представляется проблема определения и уточнения всех компонентов, входящих в структуру данного речевого дефекта.

Нам удалось выяснить, что в современном русском языке словообразовательный анализ вскрывает живые словообразовательные связи, живые модели образования слов. Это возможно благодаря основному свойству словообразовательной модели – ее воспроизводимости и повторяемости, которое еще называется регулярностью.

Понятна безусловная значимость словообразования для речевого развития ребенка. Подразумевается не только развитие устной речи, но и подготовка к усвоению навыков письма. Для усвоения грамоты необходима сформированность у ребенка целого ряда предпосылок. К их числу относятся умение отделить звуковую сторону слова от смысловой, а также умение проанализировать звуковой состав слова.

Несмотря на определённые отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики), речь детей обеспечивает её коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

Овладение словообразованием у дошкольников осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

Известно, что в процессе речевого общения ребенок не просто заимствует слова из речи окружающих, но активно овладевает речью, осуществляя операции вычленения морфемы из слов и связи этого значения с определенной формой (синтез морфем) при образовании новых слов. Следовательно, очень важно, насколько правильную речь слышит ребенок в ближайшем окружении.

На основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребенка закрепляются модели-типы, в которых определенные значения связываются с определенной звуковой формой.

Страницы: 1 2 3 4


Дифференциация букв «б» и «д» в группе учащихся 2-х классов с диспраксической дисграфией
Концепция логопедического занятия, разработанная педагогом-логопедом Ростовской СШ № 95 Н. Е. Земской Цели урока: — Создание положительного эмоционального настроя, закрепление навыков работы в группе. — Дифференциация кинетически сходных букв «б» и «д» путем: а) выработки четкой зрительно-моторной координации, зацепления ориентировки в с ...

Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность фор ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru