Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения

Структура образования » Методы стимулирования повышения мотивации и их реализация на уроке » Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения

Страница 1

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться самостоятельно, а психологически это означает - научить их хотеть учиться.

Д.Б. Эльконин отмечал, что своим содержанием и формой организации обучение формирует определенные черты личности человека, и образовательные задачи учения могут быть хорошо выполнены, если реализованы на высоком уровне его воспитательные функции.

Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу - какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового - сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда.[3,c. 326]

Итак, рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т. е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

Мотивация учения представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности.

Сущность мотивации учения заключена в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения заключаются в том, чтобы полочить в будущем престижную профессию, другие стремятся лучше познать окружающий мир, третьи не хотят учиться, но вынуждены это делать под давлением родителей и учителей. Мы видим большое многообразие целей, у каждого человека они разные, поэтому характер мотивации у каждого имеет свои особенности. [15]

Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. В.С. Ильин [9, с.33] считал познавательную потребность основным компонентом, организующим структуру мотивации. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами. Но без нее не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность. На нее учитель должен прежде всего опереться, актуализировать ее, сделать более четкой осознанной у большинства учащихся. Необходимо и обеспечить переход от потребностей к деятельности. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворяться уже получением хороших отметок, в других - при правильно организованной учебной деятельности - организацией школьника на внутреннее содержание учебной деятельности, способы выполняемых действий. В процессе учебной деятельности появляются и социальные установки учения - потребность включения в общественно значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность самосовершенствования и т. д.[5, c.74-75]

Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив, т. е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.[5, c.77]

Страницы: 1 2


Ролевая игра и ее роль в развитии речи
Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского «мнимая ситуация». Большинство современных ученых объясняют игру ка ...

Доступ к Интернету
Подключение российских школ к сети Интернет Выясним для чего нужно подключать к Интернету российские школы? Реализация данного направления позволит и учителям, и школьникам освоить современные информационные технологии, что в конечном счете приведет к формированию единого образовательного пространства на всей территории страны. Кроме тог ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru