Понятие «темп речи» в различных аспектах изучения проблемы

Структура образования » Изучение темпа речи неслышащих учащихся » Понятие «темп речи» в различных аспектах изучения проблемы

Страница 2

Скорость произнесения речевых отрезков в единицу времени, т.е. темп речи, является существенным показателем фонетического оформления устной речи. Установлено (Г.Б. Архипов), что наиболее благоприятным для аудирования (слушание с целью получения информации) является такой темп речи говорящего, который близок или равняется темпу речи слушающего. Для русского языка таким оптимальным темпом является скорость произнесения около 250 слогов в минуту.(В.И. Ильина, 1965).

Известно, что произносительная сторона речи глухих страдает рядом недостатков, среди которых не последнее место занимает чрезмерно замедленный её темп.

В литературе имеются различные определения понятия темпа речи в зависимости от аспекта изучаемой проблемы, от показателей, которые кладутся в основу определения. Так, Л.А. Чистович, В.А. Кожевников, изучая влияние темпа артикуляции на количественные изменения звуков, пишут: «…мы можем чисто формально определить темп как скорость следования слоговых команд, как коэффициент, на который умножаются заданные в программе интервалы между слоговыми командами» (Речь идёт о командах, вызывающих осуществление всего комплекса речевых движений). Исследователи, занимающиеся изучением временных характеристик речи (Архипов Г.Б., Гейтенби Д.Х. и др.), под темпом речи понимают индивидуальные различия в длительности произношения фраз каждым человеком, при условии, что для каждого из говорящих данная длительность произношения является нормальной. В.С. Кочергина при исследовании возрастной динамики темпа речи человека вслед за Эссен и Л.Ф.Малановой определяет темп речи как «…количество слогов, произносимых в единицу времени, в сочетании с паузами и остановками»

В практике обучения глухих устной речи под темпом речи подразумевается, как правило, скорость произношения учеником речевых отрезков в единицу времени, чаще всего – слогов в минуту. При определении темпа речи необходимо учитывать, что существуют две его разновидности – общий и абсолютный. Общий темп речи характеризуется скоростью речевого высказывания в целом; абсолютный темп речи позволяет судить о качестве артикуляционных движений говорящего (Э.Л. Носенко). Для характеристики темпа речи глухих учащихся одинаково значимы и общий и абсолютный темп речи.

Темп речи нормально слышащего человека может изменяться в довольно широких пределах, причем колебания его могут быть не только по разбросу максимальных и минимальных значений, но и по устойчивости темпа от фразы к фразе. Причиной этого является целый ряд факторов (тип высшей нервной деятельности, уровень владения речью и развития словесно-логического мышления, возраст, пол, степень утомления, настроение и др.). Однако несмотря на довольно широкие границы измениения темп речи нормально слышащих людей обычно находится в тех пределах, которые позволяют выступать устной речи в её коммуникативной функции.

Устная речь, имея всегда некоторое количество дефектов фонетического характера, зачастую характеризуется и замедленным темпом. В.И.Бельтюков, характеризуя темп речи глухих учащихся, указывает, что величина его почти в 4 раза меньше, чем у слышащих. При такой скорости произношения устная речь распадается не на синтагмы, как это должно быть в норме, а на отдельные слова или слоги, утрачивая ритмико-интонационную структуру. Речь становится растянутой, монотонной, маловнятной для окружающих.

Страницы: 1 2 


Психолого-педагогические основы обучения письму в системе развивающего обучения
Как отмечает В.В. Давыдов[15], психологические и педагогические исследования, проведенные учеными, свидетельствуют о том, что система народного образования не обеспечивает должного развития детей. Поэтому одно из главных положений концепции обновления образования связано с установкой на то, чтобы образование было направлено на их интелле ...

Методика преподавания математики в 5 классе средней школы с преодолением психологических барьеров
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся пятых классов средней школы № 1605 г. Москвы, было проведено исследование. Работа велась с ноября 2010 г. по апрель 2011 г. и включала несколько этапов. На первом этапе проводилось исследование, которое позволило выявить наличие психологичес ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru