Методика преподавания математики в 5 классе средней школы с преодолением психологических барьеров

Структура образования » Преодоление психологических барьеров при изучении математики в 5-6 классах » Методика преподавания математики в 5 классе средней школы с преодолением психологических барьеров

Страница 1

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся пятых классов средней школы № 1605 г. Москвы, было проведено исследование.

Работа велась с ноября 2010 г. по апрель 2011 г. и включала несколько этапов. На первом этапе проводилось исследование, которое позволило выявить наличие психологических барьеров у учащихся данного класса в процессе обучения математике. Вторым этапом работы было проведение экспериментальных занятий, направленных на формирование у учащихся рациональных приемов познавательной деятельности и преодоление барьеров. Заключительный этап исследования, проводился теми же методами, что и первый. Целью этого этапа было – выявить какие-либо индивидуальные изменения у учащихся класса в преодолении барьеров.

После чего были подведены итоги исследования.

В методике моделировалось обучение, непосредственно направленное на преодоление психологических барьеров. Эта методика была построена в виде обучающего эксперимента, в котором школьники включаются в проблемные ситуации, рассчитанные на самостоятельное решение новых для них учебных задач. Остановимся кратко на характеристике структуре экспериментов и способов обработки получаемых на их основе данных.

Первый этап – выявление у учащихся психологических барьеров при обучении. Изучение проходило во время занятий, когда упомянутые выше барьеры проявлялись при выполнении определенных заданий учителя или при самостоятельной работе. Во время наблюдения было зафиксировано несколько таких барьеров:

1) трудность преодоления имеющихся комплексов от неудачных решений предыдущих задач;

2) отсутствие мотивации к решению задач и упражнений по математике, отсутствие мотивации к познавательной деятельности вообще;

3) боязнь выглядеть хуже других перед одноклассниками;

4) трудности в решении новых задач из-за использования алгоритмов решения, применявшихся к старым задачам;

5) несамостоятельность в переходе от старых алгоритмов решения задач к новым.

Так же во время наблюдения были выявлены некоторые причины возникновения тех или иных трудностей:

· Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез"

· Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

· Несформированность понятий "больше", "меньше"

· Несформированность умения перехода из конкретного плана действий в абстрактный

· Недостаточное развитие смысловой памяти

· Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

· Недостаточная отдифференцированность понятий "сложения", "вычитания", "умножения", "деления"

· Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

· Низкий уровень сформированности внутреннего плана действий

· Сниженный уровень интеллектуальной деятельности

· Сниженная работоспособность

В исследовании принимало участие 24 ученика класса 5.3 средней школы № 1605 г.Москвы. Психологические барьеры среди них распределились следующим образом (см. приложение 1):

Рис. 1 Распределение психологических барьеров среди учащихся класса 5.3 средней школы №1605 г.Москвы

На этом этапе все наблюдаемые барьеры фиксировались, каждому ученику присваивался индивидуальный номер.

После завершения первого этапа была проведена обучающую часть исследования, которая заключалась в проведение со школьниками ряда занятий по методике решения математических задач.

Апробация методики преодоления психологических барьеров в классе 5.3 средней школы № 1605 г. Москвы

Обучающий эксперимент включал три этапа: предварительный, основной и вспомогательный. На предварительном этапе экспериментатор обеспечивал школьникам исходный минимум знаний; т.е. устранение тех причин, которые вызвали тот или иной психологический барьер, создавалась установка на решение новой проблемы, вызывалось желание решить ее как можно лучше, без боязни ошибиться при поисках решения. С этой целью на ряде простых арифметических задач экспериментатор напоминал школьникам о прямой и обратной зависимости.

Для дальнейшего эффективного преодоления психологических барьеров при изучении математики на предварительном этапе школьникам предлагалось решить задачи, которые помогли бы им устранить причины, которые повлекли за собой возникновение того или иного психологического барьера (см.приложение 3).

Остановимся теперь на характеристике тех показателей, по которым при анализе собранного экспериментального материала мы судили о преодолении психологических барьеров школьников, давая их качественную характеристику.

Самостоятельность (преодоление барьера № 5) учащихся определялась по тому, как справился он с решением проблемы на основном этапе, или ему дополнительная помощь со стороны учителя. По степени помощи, необходимой испытуемому для выделения искомой закономерности определялись потенциальные возможности учащегося в решении проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методика организации и проведения внеклассных мероприятий
Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеклассной работе много простора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако ...

Особенности пространственного образа
Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве на основе различных графических изображений, что связано с необходимостью «перекодирования» образов, создаваемых на разной наглядной основе. Выделение пространственных зависимостей из объекта восприятия часто за ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru