Обучающие игры

Эмоционально-выразительные показы простых и понятных жизненных ситуаций (кормление кукол, мишки, езда на лошадке, машинке и др.) вызывают у детей интерес, желание воспроизвести увиденное. Вместе с тем в инсценировках воспитатель вычленяет самое главное в тех событиях, наблюдателем и участником которых был ребенок, закрепляет полученный в повседневной жизни или на занятиях опыт, понимание назначения предметов, смысла действий с ними. В обучающих играх дети не должны быть посторонними наблюдателями за действиями взрослых. Обучающие игры — это фактически совместные игры воспитателя с детьми, где ведущая роль принадлежит взрослому. Такие игры на втором году жизни могут носить характер специальных показов-инсценировок, сюжетно-дидактиче-ских игр, или же образцы игрового действия воспитатель демонстрирует, включаясь непосредственно в игру то с одним ребенком, то с подгруппой. При этом дети учатся переводить свой реальный опыт в игровой условный план, выполнять практические задачи (например, кормление) понарошку, условно, усваивают разные способы решения игровых задач.

Показы-инсценировки, сюжетно-дидактические игры проводятся сначала в непринужденной, естественной форме, без специальной организации детей, а затем (в основном во втором полугодии второго года жизни) — как групповые занятия.

Сначала рекомендуется рассматривать вместе с ребенком единичные игрушки, сравнивать с предметами, которые они изображают, называть их, выделяя основные признаки, предлагать ребенку найти, а позднее и назвать эти признаки. Показать одно-два понятных простых действия с игрушкой (кукла ходит, пляшет; петушок клюет зернышки). Очень важно показать ребенку свое положительное эмоциональное отношение к игрушке и ее действиям.

Затем по возможности в показах повторяются знакомые действия, но с другими игрушками (кормление куклы, мишки, зайца и т. д.), при этом эмоционально подчеркивается главное — смысл действия, его воображаемый результат («Ох, как вкусно поел зайчик!»). В то же время дети должны видеть, чем отличается, например, кормление куклы и петушка и т. д.

По мере обогащения опыта ребенка в показах-инсценировках рекомендуется использовать 3—4 взаимосвязанных по смыслу предмета (кукла, стол, тарелка, ложка). Количество действий также увеличивается, они взаимообусловлены, направлены на подготовку к решению игровой задачи: прежде чем накормить куклу, ее сажают за стол, черпают ложкой еду из тарелки для куклы и т. д.

Для детей после полутора лет показы включают 2—3 эпизода, содержат в себе элементы дидактических игр, направленных на уточнение названия, назначения некоторых предметов, их свойств и др. Важно привлекать детей к совместному выполнению игровой задачи. Это может быть вопрос («Кукла плачет — что делать?»), сюрпризный момент («Кукла спряталась — где она?»), обращение персонажа к детям и др. Речь взрослого должна быть эмоционально выразительной, неторопливой, четкой. Каждое слово должно нести понятную детям информацию: название игрушек, их свойств, действий. Необходимо следить за реакцией детей, побуждать к высказываниям, эмоциональным проявлениям, к действиям.

Для обучающих игр используются игрушки среднего размера (15—20 см), они должны быть соразмерны по величине, красивы. Нельзя использовать предметы-заместители или воображаемые предметы, если у ребенка недостаточен опыт действий с реальными предметами. Однако для детей, хорошо умеющих играть с игрушками, следует предлагать в показах некоторые предметы-заместители, а позднее воображаемые предметы вместо знакомых игрушек или обозначать словом воображаемые состояния кукол, игрушечных животных (вместо яблока дать шарик, палочку вместо ложки, сказать, что кукла смеется или хочет спать, что в чашке чай, в кастрюле суп и т. д.). Подобные игрушки даются детям и для самостоятельной игры.

Самое главное в этих играх — не обучение конкретным действиям по образцу, а в том, чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую взрослый демонстрировал, проявили интерес к ней, желание воспроизвести ее в своей игре.

Обучающие игры повторяются, пока они вызывают живой интерес у детей, своевременно усложняются и заменяются новым сюжетом, близким ребенку по личному опыту, или новым содержанием игровой задачи, новыми способами ее решения.


Природа творческих способностей
Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т.д. Проще было бы постулировать некоторые положения и дать определения основным понятиям, чем рассматривать воззрения разных авторов на творчество. Од ...

Содержание обучения темпу речи неслышащих учащихся
Отсутствие у ребенка полноценной функции слухового анализатора не дает возможности формированию произношения без специального обучения. В обучении глухих произношению главной задачей является обеспечение максимальной внятности речи, которая создала бы возможность полноценного использования устной речи как средства общения. Обучение глухи ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru