Оптимизация обучения и развития детей с нарушениями внимания и поведения: психологическая компенсация минимальных мозговых функция

Структура образования » Минимальная мозговая дисфункция как причина снижения успеваемости » Оптимизация обучения и развития детей с нарушениями внимания и поведения: психологическая компенсация минимальных мозговых функция

Страница 2

Вместе с тем выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой (H.H. Заваденко, Т.Ю. Успенская, 1994, с. 101).

Учителям рекомендуется: 1. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.

3. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.

4. Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

5. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.

6. Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем.

7. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.

8. На определенный отрезок времени давать только одно задание.

9. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

10. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Гиперактивные дети - "очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей" (M. Pammep, с. 307). В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе учителю необходимо наладить совместную работу с его родителями и школьным психологом.

Для диагностики СДВГ наиболее часто используются критерии классификации психических заболеваний DSM-4. В данной классификации СДВГ разделен на три типа:

с преобладанием невнимательности;

с преобладанием гиперактивности и импульсивности;

смешанный.

Согласно этой классификации диагностическими критериями СДВГ являются особенности поведения, которые:

появляются до 8 лет;

обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх);

не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями;

вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Помимо этого учитывается наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех этих проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме.

Невнимательность проявляется:

в неспособности сосредоточиться на деталях, допущении ошибок из-за невнимательности;

неумении поддерживать внимание;

неспособности вслушиваться в обращенную речь;

неспособности доводить задания до конца;

проявлении низких организаторских способностей;

отрицательном отношении к заданиям, требующим умственного напряжения;

потере предметов, необходимых для выполнения задания;

отвлекаемости, часто на посторонние раздражители;

забывчивости.

Гиперактивность и импульсивность обусловлены тем, что:

ребенок суетлив, не может сидеть спокойно;

вскакивает с места без разрешения;

бесцельно бегает;

не может играть в тихие игры, отдыхать;

выкрикивает ответ, не дослушав вопрос учителя;

не может ждать своей очереди.

Диагноз считается обоснованным при наличии у ребенка по крайней мере 8 из 14 перечисленных симптомов, если они постоянно наблюдались на протяжении как минимум шести месяцев.

Коррекция проявлений СДВГ

Лечение СДВГ у детей должно быть как можно более ранним и комплексным, включающим в себя психотерапию, медикаментозную терапию, различные виды педагогической и нейропсихологической коррекции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Дыхание – физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе. Еще в древности понятия «дыхание», «дух», «вдохновение» были тесно взаимосвязаны. Дыханию приписывали роль посредника между «душевным» (соответственно «духовным») и «телесным». Древние греки считали, что душа человека находится на диафрагм ...

Психологический аспект трудового воспитания школьников
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формир ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru