Принципы, правила и приемы формирования толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Структура образования » Интегрированные занятия как условие формирования толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста » Принципы, правила и приемы формирования толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Страница 1

Деятельность педагога должна проходить только в зоне взаимного доверия, она должна стать путем к пониманию, взаимопомощи, ответственности. Умение видеть границу, за которой наши слова и действия наносят незаслуженную обиду, чувство меры, позволяющее проявить уважение к достоинству воспитанника и вместе с тем обнаружить собственное достоинство, - вот характерные черты толерантной личности.[9,c.26]

Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. О том, что обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать, не только мысли, но и действия, поступки, пишет Ю.А. Шрейдер: "Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои, подвергаются размыванию временем… Точно так же, мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением".

Некоторые психологи (например, В.А. Петрицкий) склонны выделять следующие функции толерантности:

§ коммуникативную, она помогает понять партнера по совместной деятельности и дать верную оценку его способностям;

§ синдикативную, она выражается в умении сплачивать коллектив;

§ трансляционную, необходимую для любого вида деятельности;

§ адаптативную, выраженную в способности адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию;

§ активную, позволяющую менять точку зрения партнера без насилия и принуждения со стороны. [24,c.24]

Чтобы воспитать толерантную личность необходимо знать подходы воспитания толерантности:

1. личностно-ориентированный

· признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

· признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

· опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я концепцию" партнера;

· индивидуальный подход.,

2. деятельностный

· опора на активность, сознательность и самостоятельность;

· ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

· обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

· построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей.[30]

Данные подходы обеспечат полноценное воспитание ребенка.

Гуманистическая педагогика и психология выделяют определенные принципы воспитания толерантной личности:

- принцип целенаправленности: воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа:

- учет индивидуальных и половозрастных особенностей: воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д.;

- принцип связи воспитания толерантности с жизнью: воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом;[29]

Страницы: 1 2 3


Ошибки в руководстве детской игрой
Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой деятельностью. 1. Нередко можно наблюдать, как педагог, увлекшись инициативой, начинает навязывать детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей. Или начинает бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим сориентироваться в об ...

Театральная деятельность как педагогический инструмент
Театр – это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый организм. Н.Э. Басина выделяет следующие общие черты театральной и педагогической деятельности: - вектором интереса театра и педагогики всегда были человеческие отношения, вз ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru