Условия и средства эстетического воспитания

Структура образования » Дошкольная педагогика » Условия и средства эстетического воспитания

Страница 1

Эстетическое воспитание дошкольников - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.

Эстетическое воспитание дошкольников неразрывно связано с воспитанием нравственным. Оно представляет собой формирование у детей дошкольного возраста способности воспринимать и оценивать произведения искусства различных видов и жанров, оценивать их с позиций добра и зла, красоты и безобразия. Эстетическое воспитание развивает чувственное восприятие окружающего мира, обогащает переживания, повышает стремление к активному познанию окружающего мира, развивает духовно и умственно. Именно этот вид воспитания не позволяет растущему человеку замкнуться в собственном тесном мирке, способствует тяге к познанию всего прекрасного и необычного в окружающей действительности.

Следует упомянуть о тесной связи эстетического воспитания с формированием культуры поведения. У дошкольников закладываются основные навыки общения с ровесниками и взрослыми, его приучают правильно вести себя за столом, прививают потребность быть опрятным (следить за своей одеждой, прической). Целью эстетического воспитания является развитие заложенных в каждом ребенке творческих способностей (духовных, художественных), формирование эстетического сознания, совершенствование восприятия прекрасного в искусстве и реальной жизни. Для достижения этих целей дошкольным педагогам необходимо решить следующие задачи:

– дать детям простейшие представления об эстетической культуре, сформировать у них эстетическое отношение к действительности;

– постоянно приобщать детей к прекрасному в окружающем (в природе, искусстве, труде, обучении);

– дать им первоначальные эстетические знания;

– развивать эстетические чувства дошкольников.

На практике эстетическое воспитание осуществляется посредством обучения детей танцам (движениям под музыку), прослушивания музыкальных произведений, стихов, обучения лепке, рисованию, аппликации, изготовления поделок.

Методы эстетического воспитания - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

Методы эстетического воспитания:

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

- метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

- метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т.е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;

- метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т.д.

Методами эстетического воспитания могут являться как приобщение детей к миру искусства, опирающееся на рассказ педагога, демонстрацию произведений искусства, так и практические методы, подразумевающие обучение основам искусств.

Процесс эстетического воспитания включает три взаимосвязанные звена: приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно-эстетическую деятельность, художественное образование.

Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих принципах:

- осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

Страницы: 1 2 3


Природа творческих способностей
Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т.д. Проще было бы постулировать некоторые положения и дать определения основным понятиям, чем рассматривать воззрения разных авторов на творчество. Од ...

Развитие региональной системы оценки качества образования
В области сформирована система оценки качества общего образования, включающая оценку условий организации функционирования систем образования, образовательного и вос-питательного процесса, оценку результатов образовательной деятельности. С 2006 г. в области апробируется независимая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru