Исторические, психофизиологические, педагогические подходы к обучению каллиграфии

Страница 2

Со сменой разлиновки становится актуальным соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорций строчных и заглавных букв. Параллельно на каждом этапе решаются задачи по обучению связанному (безотрывному), ритмичному и скоростному письму.

Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.

Принципы обучения каллиграфии включают как общедидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма.

Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования четкого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты.

Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает точность и скорость. Но любое упражнение должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учетом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движений кисти и нервно – мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребенка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения.

Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв на уроках русского языка.

Непосредственно организация работы над формами букв называется в каллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.

Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки.

Для того чтобы правильно обучать учащихся каллиграфии, надо знать, как у них формируются навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия для формирования этих навыков.

Почерк – это устойчивое и индивидуальное образование. Эта устойчивость, с точки зрения физиологии, объясняется как выработка стереотипных, условно – рефлекторных связей, динамических стереотипов.

Для образования красивого почерка, детям важно овладение навыками письма и развитие движений пальцев и кисти руки, которые начинают формироваться постепенно в течение всего дошкольного периода .

Формирование графических навыков начинается задолго до поступления ребенка в школу. Приблизительно дети до 3 лет берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя и не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль. Поэтому в данном возрасте целесообразно использовать занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги, так все эти способы развивают руку, пальцы и глаз ребенка, так же подготавливают непосредственно к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.

Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок уже в какой-то мере готов к обучению письму.

На первом этапе овладения детьми навыками каллиграфии, для них характерна большая затрата энергии, неадекватная затрата сил, неэкономное вовлечение в исполнение лишних движений мышц. Для первоначального периода также характерна непрочность складывающихся приемов. Это сказывается при усложнении задачи. Так переход к новой задаче, например, к безотрывному письму слога, вызывает нарушение письма формы буквы, нарушение наклона элементов, которое не наблюдалось при изолированном написании букв.

Страницы: 1 2 3


Смысловой барьер
Ученик может стать трудным, если между ним и педагогом возникает смысловой барьер. Этот термин был введен психологом Л.С. Славиной, раскрывшей содержание данного понятия следующим образом: ««Смысловым барьером'' мы называем такое явление, когда ребенок, хорошо понимая и умея выполнять то, что требует от него учитель, как бы не «понимает» ...

Учебная задача как предмет эвристической деятельности
Эвристические функции мышления реализуются в учебном процессе как познавательно-продуктивная деятельность по усвоения методов конкретной учебной дисциплины. В ходе такого познания большое значение имеют учебные задачи, которые призваны имитировать реальную действительность, выполняя различные дидактические функции и, прежде всего, формир ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru