Проблемы отставания учащихся в учебной деятельности

Структура образования » Педагогическая коррекция детей в начальной школе » Проблемы отставания учащихся в учебной деятельности

Страница 1

О степени цивилизованности общества можно судить по тому, какую оно берет на себя ответственность за уровень и обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости — важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Ее решение в условиях общеобразовательной школы предполагает обобщение и популяризацию передового опыта, и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.

Решение практических и организационных задач может обеспечить не только преодоление неуспеваемости. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования этой проблемы. Наряду с этим полезно изучение аспектов неуспеваемости и отдельными педагогическими науками — дефектологией, психологией, школоведением.

Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание». Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка времени — цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Отставания — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того ; отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязанны.

В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания. Она — итог процесса отставания. Она — итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе, посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются разлад в семье или ее распад, грубость отношений, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали те данные, которые характеризуют влияние семьи на успевающих школьников.

В этой связи представляют бесспорную ценность публикации некоторых зарубежных исследователей. В работе Уайзмена, например, изучалось влияние среды на способных и неспособных учеников. Выяснилось, что окружение влияет на успешное развитие способных детей в большей степени, чем на успехи малоспособных. В ходе исследования изучались коррелирующие (связанные) факторы. Всего было изучено 4000 корреляций. Наибольшая значимость была найдена в корреляции «семья-среда-неуспеваемость».

Было обнаружено также, что влияние среды тем больше, чем моложе школьник. Больше всего, по данным Уайзмена, влияют следующие моменты:

— членство ребенка в библиотеке;

— уровень чтения родителей;

— количество книг в доме;

— выполнение домашних заданий;

— взгляды родителей на школьные успехи детей.

Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важны поддержка, внимание, ласка; для способных же главное — положительное отношение родителей к образованию. В исследовании было выявлено также, что наибольший урон образованию наносится в семье до школы. Аналогичные данные приводятся и в работе Бэнкса. Он цитирует выводы Моррди и Уилсона, которые нашли, что успешности учения благоприятствует атмосфера дружбы с родителями, совместное проведение досуга, взаимное доверие.

Имеющаяся в отечественной литературе информация также свидетельствуют о том, что влияние семьи в среднем школьном возрасте слабее, чем в младшем. Нельзя, однако, забывать, что влияние более широкой среды, в частности товарищей, в этом возрасте увеличивается.

Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, с учителями и родителями показали, что среди недостатков семейного воспитания, негативно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей — немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят исключительно за отметками в дневнике. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества как-то отходит на задний план. Детей не спрашивают, что нового они узнали, каких успехов достигли; не спрашивают о том, довольны ли они своей учебной деятельностью и довольны ли ими учителя.

Страницы: 1 2 3 4


Типология преподавателей
Как было сказано ранее, преподаватель, работающий с творческими детьми, сам обязан быть творческой личностью. Его профессиональная деятельность предполагает наличие таких черт личности как гибкость мышления, способность видеть проблему там, где ее не видят другие, легкость генерирования идей и т.д. (см. стр.8,9) А с этой позиции представ ...

Механизм лечебного воздействия средств АФК в развитии мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
Базовой целью любого дошкольного учреждения компенсирующего вида является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого воспитанника. Видение путей решения этих проблем во многом зависит от специфики отклонений в развитии ребенка. В одном случае интенсивные физические нагрузки показаны детям, в другом, на ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru