Методические основы урока

Структура образования » Групповое обучение » Методические основы урока

Страница 2

20. Организация домашнего задания.

21. Темп хода урока.

22. Педагогический такт учителя.

23. Речь учителя, его субъективные достоинства.

24. Работа над произношением.

25. Словарно-фразеологическая и стилистическая работа.

26. Развитие связной речи, практическая направленность.

27. Техника чтения.

28. Культура речи и письма.

29. Система письменных работ.

Этапы урока:

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап всесторонней проверки знаний.

4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.

5. Этап усвоения новых знаний.

6. Этап проверки понимания учениками нового материала.

7. Этап закрепления нового материала.

8. Этап информации о домашнем задании.

Методические рекомендации для учителей:

1. Методы обучения

Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2. Приём

Это деталь метода, отдельные операции (практические и мыслительные) моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

3. Система методов

Это не простой набор методов и приёмов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные реальностью конкретных методов (приёмов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приёмами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

4. Сущность метода.

Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

5. Классификационные признаки группировки методов.

а) источники знаний;

б) характер познавательной деятельности ученика;

в) руководящая роль учителя;

г) степень активности ученика;

д) возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;

е) условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

6. Методы как способы учебной работы.

а) догматический – приобретение знаний в готовом виде;

б) эвристический – усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);

в) исследовательский – добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных прогнозирование результатов работы.

Характеристика отдельных групп методов

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу (2, с. 19).

Методы проблемного обучения:

· проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

· частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

· исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

· словесные, наглядные, практические;

· аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;

· репродуктивные, проблемно-поисковые;

· методы самостоятельной работы и работы под руководством.

Методы стимулирования и мотивации:

· методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

· методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

Методы контроля и самоконтроля:

· устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

Страницы: 1 2 3


Педагогически запущенные дети
В младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов учения, негативное стимулирование поведения. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, д ...

Особенности формирования малых групп
Стартовыми позициями являются вопросы, связанные с составом, размером, структурой и продолжительностью «жизнедеятельности» малой группы. Здесь рекомендуется учитывать следующие основные моменты. Во-первых, соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Исследования показывают, что комплектование гомогенных (однородных по уровню обучен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru