Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Страница 4

При физиологическом дыхании отношение продолжительности вдоха и выдоха колеблется в пределах от 1:1 до 1:2. Во время пения или разговора продолжительность фазы выдоха может быть длиннее фазы вдоха в 5–8 раз. Для того чтобы обеспечить длительный выдох, необходим больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объем выдыхаемого воздуха достигает при речи 1500–2000 см³ вместо 500 см³ при обычном дыхании. Удлинение выдоха происходит не только за счёт перераспределения времени внутри дыхательного цикла (вдох – выдох), но и за счёт увеличения продолжительности всего цикла. При обычном дыхании число дыхательных движений, то есть циклов, составляет 16–20 в минуту, а на один цикл соответственно приходится 3–4 секунды. Во время речи число дыхательных движений уменьшается вдвое и составляет 8–10 в минуту. Следовательно, на каждый дыхательный цикл отводится вдвое больше времени [5, 12].

Ещё одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это оказывается необходимым для того, чтобы, во-первых, обеспечить более глубокий выдох и, во-вторых, чтобы образовалось достаточное давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь [13].

Особенности речевого дыхания представлены более наглядно в таблице 1.

Таблица 1 – Особенности речевого дыхания

Показатели

При обычном (спокойном) дыхании

При речевом дыхании

Отношение длительности вдоха

к длительности выдоха

1 : 1,2

1 : 5–1 : 8

Число дыханий в 1 мин

16–20

8–10

Объём выдыхаемого воздуха

500 см³

1500–2000см³

Вдох производится

Через нос

Через рот

Участие в дыхательных мышцах

Не участвуют

Участвуют

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. В этом состоит парадокс речевого дыхания, раскрытый Н.И. Жинкиным [13]. По представлению Н.И. Жинкина эти колебательные движения диафрагмы, на каждом звуке речи наслаивающееся на экспирацию, являются собственно речевыми, «артикуляционными» движениями диафрагмы. Эти изменения тонуса мышц, носящие волновой характер, в процессе устной речи выполняют две функции: во-первых, этим регулируется энергия для генерации каждого произносимого звука и, во-вторых, «отпуск энергии» для слогового квантования речи [2].

Таким образом, на каждом звуке речи диафрагма модулирует с определенной амплитудой и тем самым дублирует артикуляцию речевых эффектов (губ, языка, глотки, гортани). Центральные механизмы регулируют и координируют движения диафрагмы в процессе речевого выдоха и других органов. речевое дыхание заикание логопедический

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Пути совершенствования традиционной концепции обучения
Чем объясняется низкая эффективность существующей системы (традиционного) обучения? Эта система имеет следующую, всем известную структуру: · содержание · организация · методика Методика, которая в первую очередь интересует нас в данном случае, предназначена для оптимального построения, учебного процесса, чтобы предписанное программой сод ...

Описание компетенции ПКПП-5
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП). Под компетенцией ПКПП-5 «способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и р ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru