Значение самостоятельной работы для самообразовательной деятельности

Страница 2

Другие авторы считают самостоятельной работой такую работу. В которую ученик вносит что-то свое, личное, индивидуальное. Если ребенок пишет по образцу, данному учителем, то это, по их мнению, не самостоятельная работа. Нельзя согласиться как с первым, так и со вторым определением самостоятельной работы. Первое чрезвычайно расширяет это понятие, второе очень ограничивает его.

Наиболее правильным следует признать определение самостоятельной работы, данное

Б. Есиповым. Так, самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально предоставленое для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Выполнение задания без непосредственной помощи учителя не означает отсутствия его руководящей роли. При организации самостоятельной работы роль учителя не только не снижается, а, наоборот повышается.

Самостоятельная работа, как работа по заданию, может успешно осуществляться только тогда, когда учащийся ясно осознает цель работы и у него есть стремление к достижению этой цели. Иными словами, успех самостоятельной работы обуславливается целенаправленностью учащихся.

Роме того, успех самостоятельной работы обуславливается также наличием уже сформировавшихся в процессе обучения умений и навыков, как практических, так и умственных, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Целенаправленность делает самостоятельную работу учащихся сознательной, осмысленной, вызывает интерес к ней. Наличие уже сформированных умений и навыков составляет ту техническую основу, те механизмы, при помощи которых учащиеся идут к достижению поставленной цели.

Необходимо, чтобы задания, предлагаемые учащимся для самостоятельного выполнения, были посильны для них и давались в определенной системе. Основной этой системы должно быть постепенное нарастание самостоятельности детей, которое осуществляется путем усложнения, как материала, так и мыслительных задач, а также путем изменения роли и руководства учителя.

В связи с указанными условиями успешности самостоятельной работы большое значение приобретает инструктаж, который проводится учителем перед началом самостоятельной работы в устной, письменной и наглядной Фоме. В ходе инструктажа разъясняются цель и значение предстоящей самостоятельной работы, дается задание для нее и в зависимости от того, насколько учащиеся владеют необходимыми умениями и навыками, указывается (более или менее подробно) или не указывается способ осуществления задания.

Самостоятельная работа только тогда достигает наибольшего успеха, когда школьники осознают, дают себе отчет, как в конечных результатах своих достижений, так и в тех ошибках, которые были допущены ими в ходе работы. Большую роль в этом играет анализ учителем работы учащихся. Эта работа оказывает влияние на эффективность обучения, если учитель формирует деятельность учащихся, направленную на самоконтроль результатов своей учебной деятельности.

Мы охарактеризовали конкретные методы учебной работы - изложение учебного материала учителем, беседу, самостоятельную работу учащихся.

Рассматривая каждый метод, мы раскрывали его как с внешней стороны , так и с внутренней, т.е. характеризовали познавательную деятельность учащихся, которую они проявляют, когда учитель излагает материал, предлагает вопросы, задания для самостоятельного выполнения.

Для каждого метода характерно свое особое взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которого учитель организует познавательную деятельность учащихся, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Это взаимодействие связано с развитием и формированием личности учащегося.

Страницы: 1 2 3


Рекомендации по повышению уровня сформированности учебной мотивации школьников
1. для повышения уровня сформированности учебной мотивации необходимо систематически применять методы стимулирования повышения мотивации 2. для лучшего эффекта необходимо применять весь комплекс методов стимулирования повышения мотивации 3. необходимо уделять больше внимания ученикам с низкими уровнями сформированности учебной мотивации. ...

Игра “Экологические шарады”
Цель: вызвать интерес учащихся к экологическим проблемам; выявить и расширить знания школьников о состоянии окружающей среды, глобальных проблемах, установить их причины, следствия, возможные пути выхода из кризиса. Игра рассчитана на учащихся 11 классов и предназначена для использования во внеклассной работе. Участники: ведущий, две ком ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru